• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Кэти Уэйланд. «Создание арки персонажа»

М: Альпина нон-фикшн, 2020
Рецензия Юлии Лысовой

Кэти Уэйланд. «Создание арки персонажа»

На русском языке в издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит учебник американской писательницы и преподавателя creative writing Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа». О том, что, по мнению автора, поможет сделать персонажа вашей истории более близким читателю и почему книгу лучше использовать для самопроверки, чем в качестве инструкции, читайте в рецензии Юлии Лысовой.


Посвящение возлюбленному Спасителю в начале учебника может смутить кого угодно, однако не волнуйтесь: книга Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа» не религиозна даже в смысле приверженности идее создания арки героя. Вопреки категоричной аннотации издателя, в которой говорится, что «если ваш герой на протяжении всей истории никак не меняется,  <...> он никому не интересен», сама Уэйланд сообщает, что написать историю без арки, на одной лишь ситуации можно (если это, к примеру, сценарий боевика или приключенческого фильма, где акцент делается на физических качествах и выживании персонажа). Уэйланд советует прислушаться к своей интуиции и не считать создание арки обязанностью. С теми же, кому интересно, она готова поделиться мыслями на эту тему.

Автор книги не понимает споров вокруг вопроса: что важнее — персонаж или сюжет. Уэйланд считает, что «персонаж приводит в движение сюжет, а сюжет формирует арку персонажа». Одно без другого не работает. Более того, арка персонажа — и есть тема всего произведения.

Уэйланд выделяет три типа арки: положительную (герой меняется в лучшую сторону), плоскую (герой не меняется, но меняет мир вокруг) и отрицательную (в конце истории персонаж хуже, чем в начале).

Самое главное в арке персонажа — его ложное убеждение, касающееся его самого. «Влияние ложного убеждения на жизнь вашего героя и на вашу историю заключается в том, что оно создает конфликт между тем, что ему нужно (Истина) и тем, чего он хочет (мнимое устранение признаков лжи)». 

Для любой лжи есть причина, Уэйланд рекомендует выяснить эту причину, чтобы обнаружить так называемого «призрака персонажа» — какую-то психологическую рану героя из прошлого. Также она отмечает огромную важность показательного момента главного героя, с помощью которого необходимо убедить читателя/зрителя инвестировать в вашего персонажа: «Оптимально, если вы сумеете вплести ложное убеждение героя прямо в показательный момент <...> На основе лжи строится арка персонажа, а значит, и вся история. Читателям нужны доказательства слабости героя — они должны понять, что ему придется преодолеть».

Если в первом акте вам нужно обнаружить ложь, в которую верит герой, то задача второго акта — уничтожить ложь и помочь персонажу в обретении истины. Именно эта правда поможет герою победить во внешнем конфликте и стать полноценной личностью.

Дальше Уэйланд подробно разбирает центральный переломный пункт, который служит поворотным механизмом всей истории. Во второй половине истории Кэти советует создавать сцены, зеркально отражающие ситуации первой половины. Они дадут читателю/зрителю представление о том, как изменился герой: «В первой половине он был эгоистичным ничтожеством, швыряющим бездомному упаковку из-под фастфуда; во второй половине он отдает бездомному свой нетронутый бигмак». Заканчивать второй акт автор книги рекомендует ложной победой героя.

Да, звучит слегка топорно. Но вообще говоря, такие книги лучше использовать не в качестве инструкции для написания текста, а, скорее, как инструмент для проверки уже написанной истории на прочность. В конце каждой главы Уэйланд дает список вопросов, благодаря которым можно проверить, насколько жизнеспособен ваш персонаж, нет ли провалов в развитии событий, etc. 

Иногда Уэйланд грешит чрезмерной дотошностью, выделяя, например, кульминационный момент в кульминации. Но в целом, она дает дельные практические  советы, которые пригодятся, прежде всего, сценаристам и авторам жанровой прозы.

Во второй части книги автор разбирает плоскую арку. Если положительная арка всегда основана на лжи, в которую верит герой, то плоская, напротив — на истине. У героя вполне может быть призрак, но он с ним уже примирился. «При плоской арке изменения будут наиболее заметны во второстепенных персонажах и в мире, окружающем главного героя».

Самая любопытная, на мой взгляд, часть книги — третья. В ней Уэйланд рассказывает про отрицательную арку, выделяя три типа: арка разочарования (герой верит в ложь, преодолевает ложь, новая истина ужасна), арка поражения (герой верит в ложь, цепляется за ложь, отвергает новую истину, верит в еще более страшную ложь) и арка порока (герой видит истину, отвергает истину, принимает ложь).

Помимо ценных чек-листов в конце каждой главы, в книге приводится масса примеров, иллюстрирующих тот или иной тип арки. 

В заключительной части Уэйланд отвечает на вопросы: как выбрать идеальную арку для вашей истории? Может ли арка персонажа быть побочной сюжетной линией? Нужно ли прорабатывать арки у второстепенных персонажей? Как выстроить арку персонажа в цикле произведений?

Те же, кто не нашел ответы на свои вопросы, могут написать Кэти Уэйланд на электронный адрес, указанный в конце книги. Вот такой удивительный интерактив.