Бунтарки, матери, творцы: книги о сильных женщинах
Каждый день женщины по всему миру работают, готовят, убирают, заботятся, утешают, и делают всё, что им под силу. Мы предлагаем вам ещё раз вспомнить об этом, а также вдохновиться историями, доказывающими, что «слабого пола» не существует.
Азар Нафиси «Читая “Лолиту” в Тегеране»
Азар Нафиси вернулась из США в родной Иран в 1979 году, когда страна её детства превращалось в опасное и чуждое для неё место. Оставив педагогическую деятельность в 1995-м, она решила организовать подпольный литературный кружок у себя дома. В него она пригласила своих лучших студенток. Именно этот период жизни и описывает Нафиси в документальном романе «Читая “Лолиту” в Тегеране».
Несмотря на то, что литература играет большую роль в книге, главное в ней — это женщины. Живя в жёстком режиме, который то и дело пытается отнять у них последние крохи свободы, они пытаются сохранить волю и отстоять свои ценности. И, как можно догадаться из названия, помогают им в этом книги и воображаемые миры.
Эцу Инагаки Сугимото «Дочь самурая»
Автобиографический роман Эцу Инагаки Сугимото о столкновении двух культур впервые вышел в США в 1925 году. Однако на русском он был опубликован лишь в конце 2024-го.
Действие первой половины книги происходит в Японии. Эцу родилась в семье высокопоставленного самурая, утратившего своё могущество после реставрации Мэйдзи. С детства её приучали к стойкости и терпению, которые пригодились ей после переезда в США. Там она вышла замуж за друга своего брата.
В этом романе больше всего удивляет отношение главной героини ко всем испытаниям, которые выпадают на её пути. Она покорно принимает их, повинуясь своей судьбе. При этом ей удаётся сохранить свою идентичность благодаря внутреннему стержню, закалённому самурайским воспитанием.
Элизабет Гилберт «Город женщин»
Большая часть действия в книге «Город женщин» происходит в Нью-Йорке сороковых годов. После изгнания из колледжа главная героиня романа Вивиан Моррис переезжает в этот город и устраивается костюмершей в небольшой театр. Там она погружается в блестящий и бурлящий богемный мир с бесконечными попойками и многочисленными половыми связями.
Вивиан следует своим желаниям и порывам, вырываясь за уготованные ей рамки. Конечно, ей это не всегда сходит с рук, но она всё равно не жалеет, что пошла по этой дорожке, ведь это был её выбор.
Анни Эрно «Женщина»
Нобелевский лауреат Анни Эрно рассказывает в книге историю своей матери, пытаясь справиться со своей утратой. При этом делает она это максимально честно, и иногда правды в книге настолько много, что становится тяжело читать.
Эрно рассказывает о матери как о харизматичной и амбициозной женщине, родившейся в бедной нормандской деревушке, и всю жизнь стремившейся подняться выше. На историю накладываются разные чувства, которые Эрно испытывает к матери.
Мадлен Миллер «Цирцея»
В своих произведениях Мадлен Миллер интерпретирует древнегреческую мифологию. Для этой книги она выбрала весьма необычного главного героя — колдунью Цирцею, дочь бога солнца Гелиоса и морской нимфы. Мы привыкли видеть Цирцею на второстепенных ролях: в истории об аргонавтах она помогла Ясону очиститься от скверны, а в «Одиссее» превратила спутников героя в свиней. В истории Миллер Цирцея наконец-то выходит на первый план.
В романе мы узнаём, что привело Цирцею к изгнанию на уединенёный остров, где она находит свой настоящий дом и покой. А также у нас появляется возможность посмотреть на неё как на реального человека, который может любить, злиться и думать.
Людмила Улицкая* «Медея и её дети»
Действие романа Людмилы Улицкой, претендующего на гордое звание семейной саги, крутится вокруг крымской гречанки Медеи Мендес, в доме которой собираются её многочисленные родственники. Всех их будто притягивает тепло и сила Медеи.
Жизнь героини не назовёшь простой, но из-за этого она не стала жестокой и грубой. Ко всем своим «детям», которые время от времени оступаются и делают ошибки, Медея относится со спокойствием и принятием. Как и полагается в семейной саге, в романе много любовных сюжетных линий, переплетений и интриг.
Егана Джаббарова «Руки женщин моей семьи были не для письма»
В автофикциональном романе Егана Джаббарова исследуюет своё тело и тело женщины в целом: брови, глаза, волосы, рот, плечи, руки, язык, спину. Личное в книге часто конкурирует с семейным, ведь женщины трудятся на благо огромной кровной общины, убирая личное благополучие в дальний уголок сознания.
Егана рассказывает о своей истории, тесно связанной с мусульманскими патриархальными традициями. Но в романе всё равно создаётся ощущение многоголосия, которое объединяет девочек, девушек, женщин разных поколений и национальностей.
*Людмила Улицкая признана иноагентом Минюстом РФ
Написала Анастасия Шубина