Литературные премии: большая инструкция, которая поможет разобраться, что к чему
За какими премиями следить, куда можно подаваться и когда, какие премии самые важные и какие точно не стоит пропустить — составили самый полный, подробный и понятный гайд с пояснениями.
Этот материал устроен следующим образом: сначала — комментарии экспертов, потом схема всех премий, а потом их описание: крупных, независимых и всех-всех-всех.
Как разобраться во всех премиях
Мы поговорили о премиях с Алексеем Сальниковым, писателем и поэтом, и Максимом Мамлыгой, литературным критиком, главным редактором книжного медиа «Билли», обозревателем журнала «Правила жизни» и магазина «Подписные издания».
Влияет ли получение премии на продажи
Максим Мамлыга: « Это довольно трудный вопрос, отвечая на него надо держать в голове ряд факторов.
— Что это за премия, какого масштаба, какой локализации, сколько она существует
— Как хорошо она освещается в СМИ и блогах
— Репутация премии
— И еще такой странный фактор, как соответствие премии в глазах общественности книге, которую она выиграла (важное, но трудно уловимое)
В зависимости от сочетания этих факторов, может оказывать, а может не оказывать.
Например, крупные национальные премии — Ясная Поляна, Большая книга — чаще оказывают, чем нет. Просветитель — также, а вот например премия Андрея Белого — скорее нет, чем да. Плюс в России могут оказывать влияние на продажи премии зарубежные — Нобелевская, Международная Букеровская и другие.
В любом случае, большинство издателей будут использовать премию для того, чтобы попытаться увеличить продажи — например, в новом тираже приписать на обложке, что автор лауреат такой-то премии, это будет работать также при издании новых книг автора, на уровне пресс-релизов и т.д.»
Алексей Сальников: «Подчас вручение премии никак не сказывается на продажах книги. Длинные и короткие списки премий влияют лишь на то, что некоторые читатели обратят внимание на книгу. Часто бывает, что про книгу-победителя будто бы забывают буквально сразу, как только наградят. Читательский успех и мнение жюри — это абсолютно разные вещи. Как и успех у читателя и качество текста. Литература устроена сложно, и как она работает, один бог знает, да и то не полностью».
Как меняется отношение издателей к автору, у которого есть премия
Максим Мамлыга : «Отношение, конечно меняется. Так, для молодого автора попадание в лонг и шорт Лицея сильно увеличивает возможность издать свою книгу. Учитывая тренд на современную русскоязычную прозу, издатели читают эти рукописи в поисках тех, что могут подойти их портфелю.
Что касается денежного вопроса, всё не так просто — скорее издатель будет смотреть на тираж. Если врученная премия повлияет на продажи книги (по перечисленным выше факторам), например, книга быстро закончится у издателей и понадобится делать одну, две, три опечатки — в этом случае это будет сильный аргумент для издателя в момент, когда будут договариваться об условиях. И для увеличения гонорара, и для увеличения роялти. Либо денежные вопросы легче будет решать, если за новую рукопись автора захотят посостязаться несколько издательств. В остальном это просто будет дополнительный бонус для принятие издательством рукописи».
Алексей Сальников: «Вот-вот, вы правильно заметили. Премия "в анамнезе", да. Премия показывает, что автор может понравиться членам жюри не только в этот раз, но и в следующие. На этом все. Наверняка, важно не только то, что книга что-то выигрывает, как лошадь на скачках, но и насколько ее интересно читать, и какие-то другие непредсказуемые факторы. Ничего не могу сказать насчет того, что после премии можно что-то требовать, потому что никогда ничего и не требовал. У меня с издательствами стандартные договоры, я дружу с теми, кто работает в редакциях. Каждая книга - результат огромного коллективного труда, и об этом не стоит забывать».
Каковы, на ваш взгляд, перспективы возникновения новых литературных премий в России
Максим Мамлыга: «Думаю, перспективы возникновения премий есть и немалые — давно говорят о необходимости женской премии в России, нет замены премии ФИКШН35 для молодых писателей, которая прекратила свою работу. У литературной среды есть на это запрос, но против его удовлетворения играют два фактора — скажем мягко, умножающиеся сложности для свободной дискуссии, раз, и два, негативная экономическая конъюнктура — нестабильность экономики в целом, высокая инфляция и другие».
Алексей Сальников: « Не знаю. Кажется, не хватает не столько литературных премий, сколько книжных. Когда награждались бы редакторы, верстальщики, художники. Когда обнаруживают негативный отзыв на какой-нибудь свой текст, всегда мысленно отвечаю: "Это вы его еще до редактуры не видели". Работать над рукописью подчас сложнее, чем эту рукопись написать».
Как вам кажется, повлияли ли «НОС» и «Нацбест» за «Петровых в гриппе и вокруг него» на интерес киноиндрустрии к экранизации?
Алексей Сальников: «А вот это неизвестно. Обратили бы внимание или нет. Экранизировали бы, или не стали. К сожалению, мы живем в такой реальности, что не можем отслеживать разом несколько сюжетных веток собственной жизни. Но выглядит все так, что премии повлияли положительно. Однако, есть сетевая литература, которая прекрасно живет и без премиального процесса. Есть экранизации книг, которые не получали никаких премий».
Хронология
Самые важные
В современной России есть четыре самых популярных премии. Все они либо проводятся, либо в значительной мере спонсируются государством и обладают наибольшим капиталом, который, с одной стороны, пускается на рекламу, которая привлекает писателей, издателей и читателей, а с другой — обещает победителям большие суммы денег.
«Большая книга»
Государственная премия
«Лицей» (премия А.С. Пушкина)
«Ясная поляна»
Инди
Другой тип премий — независимые. Они в малой мере спонсируются государством или вовсе не ищут его поддержки. Денежное вознаграждение часто является незначительным или отсутствует, но лауреаты премии обладают символическим капиталом среди разных групп читателей и издателей.
Премия Андрея Белого
Премия Владислава Крапивина
Премия Александра Солженицына
Юность (премия Валентина Катаева)
Прочие
Премия С.Т. Аксакова
Антоновка 40+
Гипертекст
Премия Даниила Гранина
Премия Фазиля Искандера
«Книга года»
«Золотое перо России»
Премия Александра Левитова
Приз: 20 тыс. рублей.