• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автор, ножницы, бумага: Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков

Николай В. Кононов
Манн, Иванов и Фербер, 2017
Рецензия Анастасии Фрыгиной

 

Автор, ножницы, бумага

© Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

О чем

Журналист и писатель, главный редактор издания «Секрет фирмы» Николай В. Кононов неоднократно проводил семинары и авторские курсы, посвященные журналистике и документальной литературе. На этой основе он создал короткий, но очень информативный учебник со множеством наглядных примеров из личного опыта, в том числе опыта написания таких книг non-fiction, как «Код Дурова. Реальная история соцсети «ВКонтакте» и её создателя» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013) и «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» (М.: Юнайтед Пресс, 2014).

Учебник четко структурирован и разделен на 14 глав-уроков. Каждую главу завершают краткие выводы, наглядные примеры-сводки «как надо» и «как не надо», демонстрирующие применение полученных знаний, и вишенка на торте – резюмирующая фраза, содержащая в себе идеологию главы.

Книга «Автор, ножницы, бумага» – это сводки с полей. В ней пошагово описан путь от возникновения идеи до написания и последующей редактуры текста. Много внимания уделяется четкой и емкой формулировке идеи и детальному планированию. В главе, посвященной предварительному исследованию, содержатся общие инструкции и советы по сбору информации и работе с героем. Среди них – подробный рассказ о том, как брать интервью с краткими заметками о юридической стороне вопроса.

Психологическая часть книги рассказывает об авторских блоках и методах борьбы с ними. Главная идея: практика, практика и еще раз практика. В следующих главах вы найдете ответы на вопросы: зачем и как строить драматургию в текстах non-fiction, как писать увлекательно и грамотно, как найти свой авторский стиль.

«Автор, ножницы, бумага» Николая В. Кононова содержит рецепт написания не только книг non-fiction и лонгридов, но и небольших статей, постов, подписей к гифкам и картинкам, деловых писем и питчей. На последних страницах книги автор расскажет о том, как правильно преподнести текст читателю, и предложит ощутить себя на месте редактора.

Любопытно, что сам учебник является наглядным примером того, «как надо» внятно и увлекательно писать non-fiction.

Кому

«Автор, ножницы, бумага» – универсальный учебник для всех, кто работает со словом, письменным или устным. Для журналистов, копирайтеров и писателей non-fiction он станет отличной настольной книгой. Ученым и репортерам пригодится часть, посвященная проведению исследования. Многие советы, особенно, касающиеся речи и авторского стиля, будут полезны авторам художественной прозы. А глава, посвященная ведению деловой переписки, рекомендуется к прочтению всем, кто до сих пор начинает письма с сакраментального «доброго времени суток».

Прямая речь

«Я написал эту книгу потому, что искусство рассказчика – умение быть внятным, передавать смысл, объяснять сложное, говорить захватывающе – требует отдельного учебника. Такой предмет можно было бы назвать чем-то вроде «письменной риторики». Этому не учат почти нигде. Только в бою».

5 советов

  1. «Писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце»
  2. «Не ждите диктовки свыше, озарения, состояния экстаза – садитесь и пишите, а в остальное время думайте»
  3. «Если вы пишете не о колониях микроорганизмов, а о людях или явлении, которое имеет своих авторов и действующих лиц и так далее, – придется «включить Доктора Хауса». Это значит, что базовая установка у исследователя такая: все люди врут в диапазоне от «все выдумал» до «что-то приукрасил, о чем-то умолчал»
  4. «Поверьте: план каждой главы вам очень, очень помогает»
  5. «Существует один эффективный способ нащупать нарратив – рассказывать вслух»

Иллюстрация предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер». Права на иллюстрацию принадлежат издательству  «Манн, Иванов и Фербер»
Анастасия Фрыгина