Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино
Кристофер Воглер
Альпина нон-фикшн, 2015
Перевод Марии Николенко
Рецензия Натальи Калинниковой
© Издательство «Альпина Нон-фикшн»
О чём
Какие истории нравятся людям? Прежде всего, те, в которых они могут узнать самих себя. Как создать такую историю? Отправьте своих героев в путешествие, где будут опасности и надежда, схватки с чудовищами и нежданная помощь – словом, всё то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Нюанс: у этого путешествия должна быть проверенная карта, которая укажет нужную дорогу. Герой покидает обыденный мир, чтобы пройти испытания, добыть волшебный эликсир, и, обойдя все ловушки, вернуться обратно. Он, конечно же, должен измениться и победить не только внешних врагов, но и нечто внутри самого себя.
Кристофер Воглер предлагает нам такую карту, подробно, глава за главой, перечисляя этапы непростого пути, по которому писатель должен пройти вместе со своими героями. Но перед вами отнюдь не сборник сказочных сюжетов, а практическое пособие.
Одна из историй, на основе которой Воглер объясняет скрытые механизмы писательского мастерства – «Волшебник из страны Оз». При желании, с помощью этой книги можно заполучить почти то же самое, чего хотели персонажи этой сказки. Острый ум – чтобы в нужных дозах поместить в свой текст архетипы, мифы, предания, всё то, что на уровне подсознания распознаётся читателем. Смелость – чтобы не бояться крутых поворотов сюжета. Доброту – к своим героям и к себе самому, чтобы, несмотря на сомнения, идти вперёд, совершенствовать своё творчество.
Для кого
«Путешествие» будет интересно как писателям, так и сценаристам, психологам, преподавателям, копирайтерам – всем, кто работает со словом и любит рассказывать. В первую очередь, эту книгу можно рекомендовать тому, кто давно хотел прочитать «Тысячеликого героя» Кэмпбелла, но пока не готов глубоко погрузиться в эту сложную тему. В целом, неважно, в каком жанре вы работаете – подзаголовок «мифологические структуры» не подразумевает инструкции для создателей фэнтези. Советы Воглера универсальны.
Прямая речь
«Если вы потерялись и находитесь в смятении, просто идите по дороге, которую выбрали или которая выбрала вас. По вашему пути – пути писателя или сценариста – уже прошли многие. Вы не первый и не последний. Доверьтесь тропе».
5 советов
- По-настоящему впечатляют те герои, которые действительно приносят жертву. Они могут поступиться любовью или дружбой, отказаться от тайного порока и начать новую жизнь.
- Суть кинематографа выражает команда «Мотор!», приводящая в движение весь процесс. Мечты и желания должны пройти через горнило реальности, выдержать проверку действием.
- Изучая древние архетипы и сюжетные схемы мы, сегодняшние писатели, опираемся на плечи сказителей и шаманов далекого прошлого. Стремясь лечить людей мифологическим элексиром, мы превращаемся в современных шаманов.
- Хорошая история, подобно удавшемуся путешествию, помогает нам измениться, стать живее, человечнее, целостнее, ощутить сопричастность всему живому.
- Существует простое практическое правило: каждая побочная тема должна «прозвучать» в фильме минимум трижды – по одному разу в каждом действии.
Иллюстрация предоставлена издательством «Альпина Нон-фикшн». Права на иллюстрацию принадлежат издательству «Альпина Нон-фикшн».