Стирая стигматы
Кому и за что вручали премию «Просветитель — 2017». Обзор «Многобукв»
В этом году у главной премии в области научно-популярной литературы юбилей. В 2007 году президент компании «Вымпелком» и основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин решил поддержать авторов российского нон-фикшна и создать для них собственную литературную награду. На церемонии вручения премии журналист и писатель Александр Архангельский подчеркнул: это решение фактически положило начало жанру научно-популярной литературы в России, до этого представленного только советскими публицистами и книгами сомнительного содержания.
Юбилейная церемония вручения проходила в «Градский-Холле» с вполне «оскаровским» размахом: церемонию предваряло световое шоу, а представление финалистов каждой номинации сопровождалось короткими интервью-трейлерами с их участием.
Не забыли и о статистике. Главным достижением премии стало, конечно, просвещение: за десять лет премия разослала в 100 библиотек по всей России более 10000 книг. В рамках четырех фестивалей премии «Просветитель» ученые провели более трехсот лекций и мастер-классов, которые посетили более сорока тысяч человек.
Юбилей повлиял и на список номинаций.
Специальная номинация «XX/17»
Премию в специальной номинации «XX/17» получили проекты, посвященные юбилею двух революций и особо отмеченные жюри. Ими стали книга Леонида Млечина «Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (М.: Центрполиграф, 2017), онлайн-проект Михаила Зыгаря «1917» и курс лекций историка, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Бориса Колоницкого на Arzamas. Таким образом, премия «Просветитель» впервые вручалась не только книгам.
«Люди, которые создали эти проекты, бережно обращались с фактами. Они пытались говорить правду» — сказал член жюри премии, историк Сергей Мироненко.
Польза для писателей?
Если ваша книга или сценарий посвящены 1917 году, есть риск утонуть в потоке информации, которую нужно изучить. Теперь вы хотя бы знаете, с чего стоит начать.
«Книга столетия»
«Книгу столетия» по версии Дмитрия Зимина представил актер Андрей Смирнов: ей стал сборник научно-популярных повестей Матвея Бронштейна «Солнечное вещество» (М.: Corpus, 2017). Бронштейн — блестящий советский физик, один из пионеров квантовой механики в стране, популяризатор науки. «В «Солнечном веществе» он рассказывает об истории гелия так, что оторваться просто невозможно», — рассказывал Смирнов. Молодой ученый погиб в 31 год: был репрессирован и приговорен к расстрелу.
Польза для писателей?
Бронштейн умел писать о сложных вещах простым, увлекательным языком, так что «Солнечное вещество» можно считать и своеобразным учебником литературного стиля. Но знания физических явлений обогащают нашу прозу, особенно если ваш герой — физик, или сюжет крепко завязан на физических законах (как, к примеру, сюжет пьесы Майкла Френа «Копенгаген» изящно играет с принципом неопределенности Гейзенберга).
Номинация «Естественные науки»
Дарья Варламова, Антон Зайниев
«С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»
М.: Альпина Паблишер, 2017
Антон Зайниев, Дарья Варламова
Фото предоставлено оргкомитетом премии "Просветитель"
Один из авторов начал лечиться от клинической депрессии, а затем она поразила и другого автора. В попытках разобраться в собственных симптомах журналисты перерыли гору русскоязычных и англоязычных статей о депрессии и психиатрии — и неожиданно поняли, что у них получается книга.
Книга Антона Зайниева и Дарья Варламовой «С ума сойти!» подробно рассказывает о том, откуда берется депрессия, каковы признаки шизофрении и что делать, если у близкого человека диагностировали пограничное расстройство. Варламова и Зайниев, оба — выпускники Вышки, говорят легким языком со ссылкой на свежие исследования по каждой теме.
И все же «С ума сойти» оказывается не просто научно-популярным справочником психических расстройств. В обществе до сих пор принято стигматизировать психические расстройства: страдающего от депрессии могут принять за симулянта, а люди с БАР годами медлят обратиться к врачу, потому что боятся осуждения родственников. Культура тоже формирует негативные представления о психиатрии: трудно забыть, как в конце «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи деспотичная сестра Рэтчед превращает МакМерфи в «овощ».
Авторы дестигматизируют психиатрию и психические заболевания. Они развеивают наиболее распространенные мифы, объясняют, что сегодня понимается под «нормой» и почему психиатры не всегда могут точно определить диагноз пациента.
Польза для писателей?
Психические заболевания — источник вдохновения для писателя. У больного появляется совершенно иной, отличный от привычного взгляд на вещи, который делает его интересным персонажем истории. Современные российские писатели любят наделять своих главных героев душевным недугом: таковы герои «Принца инкогнито» Антона Понизовского, «F20» Анны Козловой. И все же, когда мы делаем героя душевнобольным, неплохо разбираться в его состоянии получше. В этом и помогает «С ума сойти». А заодно расскажет писателю о том, как устроена его собственная психика.
Номинация «Гуманитарные науки»
Александр Пиперски
«Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского»
М.: Альпина нон-фикшн, 2017
Александр Пиперски
Фото предоставлено оргкомитетом премии "Просветитель"
Как и «С ума сойти», книга Александра Пиперски «Конструирование языков» борется со стигмой, а именно с недоверием ученых-филологов к искусственным языкам (конлангам). Между тем, искусственный язык — не просто игрушка идеалистов-мечтателей, но серьезная знаковая система, которая не только способна служить определенным целям коммуникации, но и позволяет узнать кое-что новое о естественных языках, в которых, казалось бы, все давно изучено. В книге Александр Пиперски, старший преподаватель Школы филологии ВШЭ, объясняет, как возникли первые искусственные языки, чем философский язык отличается от языка художественного — и можно ли на нем разговаривать, — а также о том, для чего языки создают сегодня.
Интереснее всего рассказ Пиперски становится, когда внезапно находит связь с контекстом. К примеру, обсуждая «звездный язык» Велимира Хлебникова, Пиперски задается вопросом, мог ли существовать бы такой язык, одновременно похожий на земные языки и в то же время слишком отличающийся от естественных. А «язык ангелов Венеры» из стихотворения Николая Гумилева становится для Пиперски поводом поговорить о феномене языка запретов и о том, почему законодательный запрет ненормативной лексики в России не приносит никакой пользы.
Автор готовит второе переиздание книги. Оно должно выйти весной 2018 года, и это тот случай, когда стоит дождаться — «Конструирование языков» прирастет еще несколькими главами.
Польза для писателей?
Джон Толкин увлеченно создавал синдарин — язык древних народов в саге «Властелин колец», и много внимания уделил точности грамматических правил этого языка. В то же время Джордж Мартин не придумывал языков для «Игры престолов», и создателям сериала пришлось создавать их с нуля. Если вы пишете фэнтези и размышляете о том, как могли бы говорить герои вашей вселенной, «Конструирование языков» станет познавательным и важным чтением.
Остальные авторы тоже найдут в книге Пиперски немало интересного: автор постоянно обращается за примерами в грамматику русского языка, а он любит баловать нас сюрпризами.
Алена Козлова, Николай Михайлов, Ирина Островская, Ирина Щербакова
«Знак не сотрется. Судьбы остарбайтеров в письмах, воспоминаниях и устных рассказах»
М.: Издательство Agey Tomesh, 2016
Книга, подготовленная сотрудниками «Международного Мемориала», стала результатом кропотливой работы по исследованию биографий остарбайтеров — советских граждан, отправленных в Третий Рейх на принудительные работы и вернувшихся в СССР с усеченными правами и «запретом на собственную историю». О том, что они пережили в неволе и что им пришлось испытать после возвращения на родину, рассказывают сохраненные в архиве Мемориала интервью, письма, воспоминания, фотоснимки.
Об остарбайтерах после войны вспоминать было как-то не принято: несмотря на лишения в период войны, остарбайтеры не считались ни жертвами, ни участниками, ни ветеранами войны. В День Победы эти люди чувствовали себя лишними: им не было место в праздничных демонстрациях или митингах. В народе они считались «предателями».
«Знак не сотрется» стал вторым лауреатом номинации «Гуманитарные науки» — беспрецедентное решение жюри, которые принято совершенно справедливо. Как и другие книги-лауреаты, «Знак не сотрется» ломает общественные стереотипы: она позволяет говорить тем, чей голос ранее не слышали или не хотели слышать. Со страниц интервью, писем, дневников открывается другая история страны, о которой нужно помнить.
Польза для писателей?
Писателю следует ориентироваться во многих вещах, и судьбы остарбайтеров — та призма, с помощью которой можно взглянуть на разные темы: человек и государство, общественное мнение, вынужденное молчание.
Шорт-лист «Просветителя-2017»
Ася Казанцева
«В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»
М.: Corpus, 2016
Первая книга научного журналиста Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать!» принесла автору «Просветителя — 2014». В новой работе Казанцева решила развенчать наиболее популярные мифы о науке, которыми полнятся соцсети: от вреда ГМО до чудодейственных свойств гомеопатии. «Кто бы мог подумать!» демонстрирует: чтобы разобраться, достоверно ли то или иное утверждение, необязательно быть узким специалистом. Главное — научиться анализировать общедоступную информацию и проверять источники. В конце концов, в 2017 году фактчекинг становится главным навыком образованного человека, и книга Казанцевой это только подтверждает.
Польза для писателей?
Профессия писателя предполагает максимально доступную широту кругозора, и книги Казанцевой позволяют расширить его еще немного, но есть и еще одно преимущество: если ваш герой упомянет какой-нибудь из мифов, которые перечислены в книге, доверие читателя к вам точно повысится — ведь ему приходится слушать эту нелепицу каждый день, так что герой-простак будет выглядеть правдоподобно.
Иван Курилла
«История, или прошлое в настоящем»
СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017
На волне государственного интереса к истории России может показаться, что все и так прекрасно понимают важность истории как науки, но на поверку этот взгляд оказывается поверхностным: исторические факты иногда очень трудно отделить от идеологических наслоений. Симптоматично, что в год выхода фильма «28 панфиловцев» и скандала с речью школьника в Бундестаге историк Иван Курилла из Европейского университета выпускает книгу, в которой подробно рассказывает, чем была «история» для человека на протяжении веков и чем она является сегодня — наукой? Идеологией? Или просто методикой?
Польза для писателей?
Работа писателя предполагает некоторое исследование, даже в том случае, если в нашем повествовании действие разворачивается в наши дни. Полезно бывает понимать, когда мы можем говорить о фактах, а когда — о наших домыслах, предположениях, взглядах, которые диктуют нам наши стереотипы. Поэтому книга Ивана Куриллы станет не только способом понять, как развивалась история и чем она сегодня, но и средством переосмысления собственных исследовательских подходов.
Нелли Литвак, Андрей Райгородский
«Кому нужна математика? Понятная книга о том, как устроен цифровой мир»
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017
ЕГЭ по математике я сдал не на самый высокий балл, и школьные знания выветрились из моей головы довольно быстро: в самом деле, как часто мы в повседневной жизни извлекаем интеграл? Оказывается, не все так просто: авторы книги «Кому нужна математика?» Нелли Литвак и Андрей Райгородский доступно объясняют, почему с математикой мы сталкиваемся на каждом шагу и как наши школьные знания этого предмета помогают нам в реальной жизни.
Польза для писателей?
Без математики невозможно существование современных авиации, страхования, железных дорог, медицины, интернета, экономики и прочих вещей, которые формируют саму повседневность — пожалуй, именно поэтому книгу Литвак и Райгородского стоит прочитать в первую очередь несчастным гуманитариям, которые готовы выть от фразы «интегральное уравнение».
Плюс, конечно, если ваш герой — математик, эта книга станет отличным входом в его мир уравнений и неизвестных.
Тим Скоренко
«Изобретено в России. История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II»
М.: Альпина нон-фикшн, 2017
Я слегка сбился со счета, пока ведущий церемонии перечислял все хобби и журналистские интересы Тима Скоренко, но вкратце можно сказать так: Скоренко интересуется всем понемногу, а особенно изобретательством. В какой-то момент он устал спорить в интернете и, вслед за Асей Казанцевой, решил написать книгу о реальных достижениях русской изобретательской мысли. Русские изобрели многие вещи, которые нас окружают: трамвай, американские горки, — но часто предпочитают держаться мифов.
Книга Скоренко «Изобретено в России. История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II» обретает и еще один слой, когда выясняется, что многие изобретения так и не были запатентованы русскими учеными из-за бюрократических препон и недоверия цензуры. Человек против госаппарата: кафкианская тема приобретает неожиданное воплощение на страницах книги, которая, вроде бы, должна была лишь перечислить вещи, которые нас окружают и которые изобрели наши соотечественники. Однако человек — существо политическое, и едва ли можно избежать разговора хоть на какую-то тему, не заговорив на тему взаимоотношений общества и госаппарата.
Польза для писателей?
Понятно, что такой неожиданный угол зрения на тему «человек и государство» может подарить немало идей для будущего рассказа или романа, но и меняет оптику: по-другому начинаешь смотреть на привычные вещи, осознавая, через сколько мучений пришлось пройти изобретателю, чтобы добиться того, чтобы вот эта штука сегодня была бы для тебя привычным предметом окружения.
Фотографии предоставлены оргкомитетом премии "Просветитель"