• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Людмила Улицкая провела творческий семинар в магистратуре «Литературное мастерство»

Студенты расспросили писательницу о том, как создавался рассказ «Дар нерукотворный» и как использовать личный опыт в художественной прозе.

Первая часть мастер-класса была посвящена обсуждению, анализу и комментарию рассказа Людмилы Улицкой «Дар нерукотворный». Людмила Евгеньевна поделилась историей возникновения сюжета и остановилась на теме соотношения реальности и вымысла в тексте. Во второй части беседы студенты задали вопросы о жизни и смерти, о сути творчества, о карьерных возможностях для начинающих писателей и устройстве литературного быта. Авторы самых удачных вопросов получили в подарок книги с автографами.

Одним из самых главных этапов на пути своего творческого развития Людмила Евгеньевна считает семинарские занятия-курсы в Доме кино для сценаристов мультипликационных фильмов, которые проходили при участии лучших режиссеров и других специалистов в различных сферах кинематографии. Главная идея, которая была заложена в этих занятиях – идея эпизода.

Делимся основными тезисами встречи:

  • Писать – исключительно важное и душеполезное занятие, вне зависимости от того, какой писатель из вас получится: крупный, средний, мелкий, зарабатывающий много или мало. Первое, что вы приобретаете в процессе такой работы – дисциплина ума. Записывая что-либо, вы понимаете, действительно ли важно было это сказать.
  • Первое и необходимое качество писателя – графомания, поэтому если есть желание писать – пишите.
  • Важная точка в судьбе человека – первое столкновение со смертью. Превращение живого в мертвое — это шок, это первый звонок, что ты смертен. Через эти вехи проходят все, и они наполняют смыслом всю нашу жизнь.
  • Не стоит ограничивать себя какой-то заранее придуманной концепцией: работать с 8 утра до 3 часов дня или выстроить все от начала до конца, а потом подгонять текст под эту схему. Творчество – поиск выхода из темной комнаты: ответ есть, но надо его найти.
  • Позиция писателя – это позиция наблюдателя, а не судьи.
  • В попытках создать текст, понятный каждому, автор теряет содержательную часть своей души. Важно четко понимать, какого рода писателем вы хотите быть.
  • Писать – это всегда трудно. Не забывайте задавать себе вопрос: работаю ли я на пределе своих возможностей или нет? Ставьте перед собой все более сложные задачи.


Разговор получился дружеским и глубоким. У слушателей создалось впечатление откровенной беседы с любимым писателем. 

Надежда Шмулевич