Аристотель, ты неправ
Рецензия на «Анатомию истории: 22 шага к созданию успешного сценария»
Джон Труби
Альпина нон-фикшн, 2016
Перевод Николая Мезина, Анны Шураевой
Сергей Лебеденко
© Издательство «Альпина нон-фикшн»
О чем?
«Вы думаете, я сам придумал 7 шагов создания героя и 22 шага построения истории? Нет. Я взял это из жизни, ведь именно так развиваются реальные ситуации, и вычленил самое важное, чтобы облегчить написание сценария», — рассказывал Джон Труби на своем семинаре в Москве в 2013 году. Заявление сильное — и как нельзя лучше раскрывает методику Труби, положенную в основу «Анатомии истории».
Формально книга разделена на одиннадцать глав, каждая из которых посвящена тому или иному элементу разработки сценария: от замысла до персонажей, символов, структуры сюжета. Однако в действительности первые восемь параграфов — всего лишь подготовка читателя к знакомству с особой системой разработки сценария «по Труби». Труби раскрывает элементы своей системы, объясняет терминологию (например, что такое «план героя» и чем фальшивый союзник главного героя отличается от подлинного) и приводит примеры из избранных произведений: романов, пьес, фильмов, которые подтверждают, что его авторская система работает.
Зачем Труби понадобилась собственная система сценария? Объяснение неожиданное: «Завязка, кульминация, развитие действия и развязка — все эти понятия восходят еще к Аристотелю, и они настолько широки и умозрительны, что едва ли в них сохранился какой-то смысл. Будем говорить начистоту: никакой практической пользы сочинителю они не приносят». Вместо трехактной структуры, на которой основываются десятки авторов учебников по сценарному мастерству — от Сида Филда до Александра Митты — Труби предлагает систему собственной разработки. В ней учитываются такие элементы повествования, как «слабость» героя, разработка плана, появление антагониста, действия союзников, «откровения» (plot twists, которые продвигают сюжет), финальная схватка и так далее. Как система работает, Труби демонстрирует на примерах.
Желая разработать свою систему сторителлинга, Труби пользуется довольно громоздким лексиконом — книга недружелюбна читателю. Возможно, дело в не самом лучшем переводе, но здесь скорее другое: Труби хочет, чтобы вы засели за его книгой с карандашом в руках, чтобы вы переписывали его термины в блокнот и осознавали, насколько блестяще он выстроил свою систему.
И здесь главный plot twist для Труби: книга обманывает автора. Лучше всего «Анатомия истории» рассказывает об элементах сюжета. Например, учебник детально объясняет, что такое четырехсторонний конфликт и чем он лучше традиционной оппозиции «антагонист — протагонист». С таким же вниманием Труби останавливается на фигуре союзника главного героя и его действиях по сюжету. Отдельно стоит отметить и детальный разбор, из чего состоит сцена в сценарии и как с помощью определенного порядка сцен в сценарии выстроить эффективный сюжетный рисунок.
Сама же система Труби не выглядит прорывом. Она не предлагает что-то принципиально новое в сравнении со структурой сюжета по Кристоферу Воглеру или другому автору.
Кому?
«Анатомия истории» — замечательная книга для тех, кто уже освоил азы сторителлинга и готов погрузиться в детали. Она знакомит читателя с приемами и методиками, которые действительно помогут улучшить сценарий и могут быть использованы в будущих историях. Свою ценность имеет и система «22 шагов»: если автору кажется, что с его сценарием что-то не так, система Труби станет отличной шпаргалкой для самопроверки. Собственно, иначе и не могло получиться: если верить «Википедии», Джон Труби помогал редактировать более тысячи сценариев.
И все же, «Анатомия истории» — не для начинающего автора. Новичка, который лишь очень приблизительно представляет себе, что такое «трехактная структура» и не брал в руки «Поэтику» Аристотеля, книга Труби еще больше запутает.
Кроме того, Труби не скрывает, что основная цель его системы — создание киносценария. Несмотря на то, что некоторые идеи Труби неплохо ложатся и в другие литературные форматы, писателям-прозаикам и авторам сериалов лучше обратиться к другим учебникам писательского мастерства.
Джон Труби порывается смести Аристотеля с пьедестала, но, как и многие революционеры, не готов предложить что-то новое взамен. Его система — отличный способ проверить свой сценарий, однако в качестве чертежа проекта работает со скрипом.
Прямая речь
«В течение жизни вас посетит куда больше идей, чем вы в состоянии воплотить в текстах. Стремитесь писать о том, что волнует вас и в то же время заинтересует вашу аудиторию. Ваша работа должна много значить для вас. Но если создаешь произведения, которые нравятся публике, тогда тебе много проще и приятнее посвящать себя делу, которое любишь».
5 советов
- В качестве главного героя выбирайте самого интересного персонажа. Его моральная и психологическая слабость — ключ к успешному сценарию.
- Необходим конструирующий принцип истории, диктующий, о каких событиях сообщать и в каком порядке. Хороший сюжет всегда органичен
- В каком бы жанре вы ни работали, нужно создать уникальный и детально прорисованный визуальный мир. Публика любит окунуться в непривычное. Если вы не дадите зрителям такую возможность, они не захотят «досмотреть» вашу историю до конца.
- Противник — это персонаж, который хочет помешать герою достичь цели. Отношения между героем и противником — самое важное в сюжете. Если вы грамотно организуете их противостояние, сюжет будет развиваться естественно и стремительно. Если не преуспеете в этом, то сюжет не спасти, сколько его ни совершенствуй. Лучший противник — это персонаж, искуснее всех умеющий воздействовать на слабое место героя.
- Создание сюжета — это плетение сложного узора из персонажей и их поступков. Он должен быть максимально детализован и притом оставаться единым целым. Нередко ошибка в одном из событий сюжета разрушает до основания все его строение.