• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История на миллион долларов

Роберт Макки
Альпина нон-фикшн, 2008
Перевод Елены Виноградовой
Рецензия Александры Сорокиной


© Издательство «Альпина Нон-фикшн»

О чем

В детстве Роберт Макки участвовал в театральных постановках в родном Детройте, за время учебы в Мичиганском – как режиссер поставил более 30-ти спектаклей, однако мировую известность ему принес сценарный семинар STORY, что превратился в настоящий перформанс, доказательства успеха которого – полные залы по всему миру.

Во время семинара Макки традиционно кричит на студентов: почему они не могут написать достойную историю, ведь последние – повсюду, ведь «истории – метафоры самой жизни». Примерно то же самое автор пытается донести и через свое пособие. Макки идет от общего, последовательно вводит читателя в мир сценарного искусства: знакомит с понятием хорошо рассказанной истории, разбирает ее на составляющие (от описания жанров спускается к анализу конкретной сцены) и дает практические советы, как организовать работу над текстом, чтобы преодолеть страх и не перегореть в процессе.

Книга Макки представляет собой не перечень готовых схем (хотя именно схем в пособии достаточно), а инструментарий для поиска сюжета, а затем и его анализа, такой проверки героев на прочность: а выдержат ли?

Кому

«История на миллион долларов» стала настольной книгой начинающего сценариста. Сам Макки подчеркивает, что его учебник – для всех, кто хочет научиться увлекательно рассказывать истории, и не важно, ориентируется читатель на большие экраны или на коллег, с которыми столкнется рабочим утром у кулера. Однако первых Роберт Макки предостерегает: следование коммерческим требованиям так же разрушительно для работы, как и стремление выделяться лишь ради самого отличия. Рассказчика должна поддерживать любовь к жанру, а не желание услышать похвалу.

Прямая речь

«Ничто не является тем, чем кажется. Этот принцип требует от сценариста постоянного осознания «двуличности» жизни, а также понимания того, что все происходит как минимум на двух уровнях и поэтому он должен соблюдать правило одновременной двойственности: во-первых, давать вербальное описание воспринимаемого чувствами поверхностного уровня жизни, включающего в себя изображение и звук, разного рода деятельность и разговоры; во-вторых, создавать внутренний мир, наполненный осознанными и безотчетными желаниями, действиями и реакциями, побуждениями и личностными проявлениями, обусловленными генетическими особенностями человека и его практическими навыками. Одним словом, в истории все происходит так же, как и в жизни: правду необходимо прикрывать маской, то есть истинные мысли и чувства персонажей прятать за их словами и поступками. Старая голливудская поговорка гласит: “Если сцена рассказывает о том, о чем рассказывает, у вас серьезные проблемы”».

5 советов

  1. Сценарист должен искать события , которые вызовут значимые изменения в жизни персонажа: каждое из них выражается и воспринимается в соответствии с системой ценностей героя и проявляется через конфликт. Предполагается, что событие внутри сцены, эпизода или акта может быть отменено. Однако это правило не действует, когда речь идет о кульминационном моменте последнего акта. Последнее изменение должно быть полным и необратимым.
  2. «Треугольник истории» поможет выбрать рабочий материал. Следует определиться со структурой: вы хотите рассказать архисюжет, мини-сюжет или антисюжет? От выбора зависит, каким будет фильм: с закрытой или открытой концовкой, одним или несколькими главными героями, постоянной или непостоянной реальностью, акцентом на внешний или внутренний конфликт. Однако, прежде чем создавать некоммерческий фильм без сюжета, необходимо овладеть классической структурой: только с помощью осторожного и творческого разрушения или видоизменения классической формы автор может подвести аудиторию к восприятию внутренней жизни, спрятанной в мини-сюжете, или принятию пугающей абсурдности антисюжета.
  3. Истинный характер героя проявляется в выборе, который он делает под давлением, — чем сильнее давление, тем ярче проявляется характер. Наличие принудительных обстоятельств играет важную роль. Выбор, сделанный в отсутствии риска, мало что означает.
  4. Фильмы рассказывают о том, что происходит в течение последних двадцати минут. Другими словами, чтобы картина получила свой шанс на успех, последний акт и его кульминация должны вызывать у зрителей наиболее сильный отклик. Неважно, чего вы смогли достичь в течение первых девяноста минут, ведь если финальные кадры не удались, фильм исчезнет с экранов в первый же уик-энд.
  5. Нельзя убить свой талант, но невежество способно довести его до состояния комы. Несведущий человек писать не сможет, каким бы одаренным он ни был. Талант необходимо стимулировать фактами и идеями. Занимайтесь исследованиями. Делая записи в библиотеке и серьезно изучая факты, вы выйдете за пределы замкнутого круга. Кроме того, выполнение своего домашнего задания каждый писатель должен начинать с определения подходящего жанра и знакомства с его основными правилами. Избежать этого никто не может. Мы все являемся жанровыми писателями.
Александра Сорокина