• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Школа литературного мастерства. От замысла до результата

Юрген Вольф
Альпина нон-фикшн, 2018
Перевод: Дмитрий Вердин, Роза Пискотина (главы 19-21)
Рецензия Натальи Калинниковой

Книга Юргена Вольфа – одно из первых пособий по литературному мастерству, переведённое на русский язык. У нас эта книга впервые вышла в далёком 2010 году, когда про Creative Writing ещё почти никто не слышал, а главной площадкой для оттачивания писательских навыков был уютный ЖЖ. Но и сегодня «Школа» остаётся, наверное, самым практичным учебником для начинающих писателей. Каждая страница – концентрат полезной и, что немаловажно, актуальной информации.

 
© Издательство «Альпина Нон-фикшн»

О чём

По сути, перед нами пошаговое пособие: как написать книгу, которая заинтересует издателя и которую купит читатель. Именно так: Вольф – американец, а они, как известно, народ практичный. Философские рассуждения на тему волнительного литераторского труда сведены к минимуму (хотя главы, посвященные созданию ярких персонажей и небанальных сюжетов, конечно же, есть). Это в русском переводе книга называется «школой», что вызывает у нас определённые ассоциации: чтобы добиться успеха, нужно много и долго учиться. В оригинальном же названии использовано слово coaсh: чтобы добиться успеха, нужно знать его составляющие. Вольф строит своё повествование именно как тренер-коуч, ведущий аудиторию к чётко обозначенной цели – напечатанной книге (или её электронному аналогу, или аудиокниге – широко мыслящий автор приветствует все форматы). Чтобы книга получилось, нужно не только владеть пером и знать «секреты захватывающей истории». Отдельный труд – правильно настроить свою психику (избавиться от страхов, самокритики и прочих монстров), учиться задавать правильные вопросы, использовать свой жизненный опыт и говорить «нет». Да, даже своей милой тёте Люсе, которая любит звонить вам пять раз на дню и делиться рецептами: вам нужны время и личное пространство, ведь книга сама себя не напишет.

Для кого

Для тех, кто не умеет самостоятельно организовать свою литературную работу. Или еще не выработал писательских привычек. Или… на самом деле, любому человеку, работающему в творческой сфере, время от времени будет полезно заглянуть в книгу Вольфа, чтобы «сверить часы».

Прямая речь

«Хороший учитель должен предупредить своих учеников и подготовить их к встрече с трудностями, ожидающими впереди. И поэтому я сразу назову главное препятствие, которое встретит вас на пути к успеху. Это препятствие – вы сами!»

5 советов

  1. Если литература для вас – хобби, то пишите все, что хотите. Но если вы стремитесь стать профессиональным писателем, то имеет смысл сосредоточиться на каком-то одном жанре и очень много работать.
  2. Любой ваш жизненный опыт можно использовать для сочинения интересных историй. Личный опыт – очень сильный фактор для привлечения внимания читателей или зрителей.
  3. Вопросы – лучшие друзья писателя. Они открывают неограниченные возможности в поиске сюжетных линий. Вопрос, с которого стоит начать, – это «Что будет, если?..»
  4. Писатель должен воспринимать себя как бренд и продвигать этот бренд. Будьте смелее и решительнее.
  5. Необходимо научиться подавать свои произведения в стиле «презентации в лифте» (так, словно надо успеть, пока вы в нем едете), т.е. кратко, ярко и эмоционально.
Наталья Калинникова