• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сценарный квартал: когда ремесло становится искусством

Рецензия на книгу «Киносценарий. Основы написания. Пошаговая инструкция от замысла до готового сценария»
Сид Филд
Издательство «Э», 2016
Перевод: А. Кононов, Е. Кручина
Рецензия Александры Сорокиной


© Издательство «Эксмо»

О чем

Сида Филда не зря называют «гуру сценаристов»: свой первый учебник по сценарному мастерству он написал почти четыре десятка лет назад, после чего написал еще множество других. «Киносценарий. Основы написания», одна из самых популярных книг мастера, неоднократно переиздавалась и обновлялась, чтобы не терять связи со временем.

Учебник этот универсален, вероятно, потому, что автор попробовал включить в него все необходимые для работы знания. Сид Филд разбирает шаблон сценария, рисует его скелет (как на уроке анатомии) и подробно комментирует каждую часть, в данном случае – акт: что там должно быть, чтобы зритель не был разочарован, а история удалась. Автор выступает как наставник начинающих сценаристов, и своих подопечных он не оставляет ни на секунду, весь путь проходит вместе с ними: от поиска и формулировки темы до продвижения и продажи уже оформленного по голливудским стандартам сценария. Кроме того, сценарист затрагивает и искусство адаптации (дает краткий совет: не быть верным оригиналу) и делится реалиями производственного процесса, который предполагает сотрудничество и готовность переписывать.

В книге много психологии, и авторам Сид Филд регулярно напоминает: «человек – то, что он делает, а не то, что говорит», жизнь – всегда выбор, потому и писателю, и его героям необходимо научиться принимать решения и нести за них ответственность. Момент выбора, в котором есть только действие и персонаж, – главный двигатель сюжета, он и определяет тему всей истории.

Для кого

Книга Филда написана живым языком, самым разговорным из возможных, что для новичка несомненный плюс: теория перемежается рабочими историями, информация, данная в тексте и проиллюстрированная схемами, легко запоминается. Если же взяться за «Киносценарий. Основы написания», будучи опытным читателем книг по теме, многие советы Филда покажутся очевидными. Однако без алфавита и слова не составишь, а упростить, сохранив главное, и преподнести материал в легкой игровой форме – это ли не самое сложное? Вдобавок, учебник ценен и тем, что не просто дает теорию, но и показывает принцип ее работы на конкретных отрывках из удачных киносценариев. Особенной популярностью у Филда пользуется «Китайский квартал» (автор сценария – Роберт Таун).

Прямая речь

«Итак, вы строите свой сценарий из отдельных единиц действия – первого, второго и третьего актов.

Как же строить сюжет?

Ответ: с помощью каталожных карточек размерами 3 на 5 дюймов (76 на 127 мм).

Возьмите пачку таких карточек. Изложите на каждой карточке идею сцены или последовательности сцен и добавьте несколько (не больше пяти-шести) слов краткого описания, призванных помочь вам в писательском труде. На первые 30 страниц сценария вы должны потратить 14 карточек. Если карточек оказалось больше, то это, скорее всего, означает, что у вас слишком много материала для первого акта. Если карточек меньше четырнадцати, то материала мало и в завязку нужно добавить ещё несколько сцен.

[...] это просто обзор действий, а не конспект сценария, но это одновременно и механизм, который прокладывает сюжетную линию; это эффективный способ, с помощью которого вы можете построить или связать свою историю».

5 советов

  1. На первых десяти страницах сценария нужно сделать три конкретных действия. Во-первых, ввести главного героя, чтобы читатель знал, о ком идет речь. Во-вторых, создать драматический замысел: о чем будет история? В-третьих, определить ситуацию, обстоятельства действия. И, да, именно первые десять страниц – самые сложные.
  2. Четыре основных качества, которыми, по Филду, должен обладать каждый хороший персонаж: 1) у героя есть четкое и ясное драматургическое предназначение, его желание; 2) герой должен иметь собственную точку зрения; 3) герой олицетворяет отношение к чему-либо; 4) герой по мере развития сюжета должен эволюционировать. Драматургическое предназначение неспроста стоит первым: оно предопределяет те действия, которые персонаж выбирает по ходу сюжета. Именно нужда главного героя двигает повествование и помогает зрителям более точно представить его самого.
  3. Перед тем, как описать первый кадр, вывести на бумаге первое слово, определитесь с четырьмя вещами: чем закончится история, чем она начнётся, какими будут первый и второй сюжетные повороты, причём именно в такой последовательности! Эти четыре элемента, четыре случая, эпизода или события являются краеугольными камнями, фундаментом любого сценария.
  4. Провоцирующее и ключевое событие создают основу сюжетной линии. Провоцирующее событие приводит историю в движение, ключевое событие – это основание истории, и оно служит для реализации драматургического замысла. Неважно, рассказываете вы историю последовательно («Основной инстинкт») или в реминисценциях («Красота по-американски»), если ключевое событие – центр, то все действия, реакции, мысли и воспоминания должны быть так или иначе привязаны к нему.
  5. Чтобы сделать персонажа объемным и многогранным, можно разделить его жизнь на три основных элемента: карьера, личная жизнь и свободное время. По ходу развития сюжета каждая из этих частей может быть драматизирована.

Александра Сорокина