• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рецепты приготовления запеканки

Рецензия на книгу «Психология для сценаристов: построение конфликта в сюжете»
Уильям Индик
Перевод: Анна Шураева
Альпина нон-фикшн, 2016
Рецензия Сергея Лебеденко


© Издательство «Альпина Нон-фикшн»

В новой комедии «Я худею» режиссера Алексея Нужного по сценарию Николая Куликова приятель объясняет главной героине причину ее жизненных неурядиц на примере разрезанной на равные куски запеканки: «Смотри, вот ты как эта запеканка. Вот это твои отношения с мамой, вот это с подругами, вот это работа, вот это парень, а вот тут дырка — тут отношения с отцом. И ты вот соседние куски размаааазываешь, чтобы закрыть эту дырку».

Психоанализ становится для героев ключом к сюжетному повороту, а для Николая Куликова — способом создать правдоподобную героиню комедии.

Но чтобы понять психоанализ и приблизиться к мастерству опытного сценариста, придется перелопатить полку книг и десяток вкладок в гугле, с тоской думаешь ты. И тут на помощь приходит Уильям Индик с «Психологией для сценаристов».

О чём

«В кино ходят, чтобы увидеть воплощение фантазий и снов в реальной жизни», — утверждает Индик, доктор психологических наук и профессор философии. Кино создает преувеличенную картину мира, которая оказывается инструментом психологической манипуляции: фильм взаимодействует с нашим подсознанием, комплексами и детскими страхами, а мы даже не замечаем этого. Между героями на экране и зрителями создается сильная эмоциональная и психологическая связь, она позволяет зрителю погрузиться в происходящее на экране. Но для того, чтобы эмоциональную связь создать, сценаристу следует разработать глубокие, противоречивые характеры, которые вступят в конфликт — становой хребет любой истории. Для этого писателю и полезно узнать основы психоанализа, считает Индик.

«Психология для сценаристов» представляет собой обзор теорий главных психоаналитиков XX века. Индик рассказывает о невротическом конфликте Зигмунда Фрейда и о том, как Эдипов комплекс позволяет создавать захватывающие триллеры: так, подсознательное ощущение беспомощности и бессилия маленького мальчика перед отцом оказывается в основе «Сияния» Стэнли Кубрика. Ученик и конкурент Фрейда Эрик Эриксон разработал теорию кризиса идентичности: подсознательный поиск героем смысла жизни оказывается в основе множества произведений, не только античных трагедий, но и спортивных драм. Теория Эриксона позволяет объяснить важность предыстории в сюжете и то, какую роль может сыграть фигура наставника. Приличную часть книги Индик отводит теории архетипов и коллективного бессознательного Юнга.

Заходит Индик и на территорию «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла и подробно объясняет, какие психологические механизмы позволяют теории Кэмпбелла активно воздействовать на зрительское восприятие — Индик разбирает это на примере блокбастеров «Гладиатор» и «Храброе сердце». Наконец, в поле зрения автора попадает и теория экзистенциального кризиса Ролло Мэя — Индик объясняет, откуда берется экзистенциальный кризис и как его можно отобразить в сценарии.

«Психологию...» трудно назвать учебником писательского мастерства, но при этом она строится именно как толковый учебник: в конце каждой главы читателю предлагается список фильмов, иллюстрирующих приведенную теорию психоанализа, можно выполнить упражнения для закрепления полученной информации и улучшения сценария, а бонусом автор любезно расчертил таблицы с ключевыми идеями каждой теории психоанализа.

Для кого

«В первую очередь эта книга предназначена сценаристам», — пишет Индик и допускает напрасное самоуничижение. Конечно, основное внимание автор уделяет психологии персонажей в кино, и теории великих психоаналитиков он иллюстрирует примерами из классических фильмов. Однако утверждать, что книга полезна только сценаристам, несправедливо: «Психология...» доступным языком излагает основы психоаналитических теорий и особенности их использования в сюжетах, а ведь эта информация полезна не только сценаристам, но и писателям. Если у вас не получается выстроить острый конфликт героя вашего рассказа с его окружением, возможно, самое время достать с полки Индика и почитать о теории кризиса идентичности.

В конце концов, книга позволяет читателю увидеть собственные страхи и комплексы — ведь многое, о чем писали психоаналитики прошлого века, применимо и к нам сегодняшним. Не только научиться создавать правдоподобный конфликт, но и разобраться в себе — у книги по сценарному мастерству оказывается больше применений, чем мы подозревали. 

Прямая речь

«Еще в самом начале существования голливудской «фабрики грез» стало ясно, что мечты прекрасно продаются. В кино можно безопасно потакать всем нашим бессознательным фантазиям: любовь и секс, смерть и разрушение, страх и гнев, месть и ненависть — ничто не рискует поставить вас в опасную или неловкую ситуацию, а счастливый конец вам практически гарантирован. Понимание того, как работает наше бессознательное, где как раз и рождаются фантазии, сны, воображение, особенно важно для сценариста и режиссера, если они хотят, чтобы их работы затронули зрителя и запомнились ему».

Пять советов

  1. Ключ к успеху в любой области, будь то преподавание, литература, кино, театр, заключается в том, чтобы как можно лучше узнать свою аудиторию.
  2. Работая над сценарием, необходимо очень четко представлять себе мотивацию своих героев, потому что именно от нее зависит, как будет развиваться их характер, что, в свою очередь, определяет драматическую структуру всего фильма. <...> Внезапные повороты в развитии персонажей (необъяснимые смены настроения) подрывают доверие зрителей.
  3. Фильм должен быть правдивым в рамках собственного жанра. Если с самого начала зрителю дают понять, что действие происходит в реальном мире, нельзя, чтобы внезапно в фильме начали случаться чудеса всего лишь для того, чтобы придать сюжету динамики. Если фильм не соответствует собственным правилам, иллюзия перестает действовать, предлагаемые обстоятельства отменяются, и зритель недоверчиво качает головой.
  4. Зрителю интересно узнать как можно больше о жизни героя, так что поиск идентичности в первой части фильма может заниматься сколько угодно времени — главное, чтобы история была рассказана хорошо.
  5. Недосказанность добавляет загадочности персонажу. Таинственность может даже стать его изюминкой. 
Сергей Лебеденко