Рецепты приготовления запеканки
Рецензия на книгу «Психология для сценаристов: построение конфликта в сюжете»
Уильям Индик
Перевод: Анна Шураева
Альпина нон-фикшн, 2016
Рецензия Сергея Лебеденко
© Издательство «Альпина Нон-фикшн»
В новой комедии «Я худею» режиссера Алексея Нужного по сценарию Николая Куликова приятель объясняет главной героине причину ее жизненных неурядиц на примере разрезанной на равные куски запеканки: «Смотри, вот ты как эта запеканка. Вот это твои отношения с мамой, вот это с подругами, вот это работа, вот это парень, а вот тут дырка — тут отношения с отцом. И ты вот соседние куски размаааазываешь, чтобы закрыть эту дырку».
Психоанализ становится для героев ключом к сюжетному повороту, а для Николая Куликова — способом создать правдоподобную героиню комедии.
Но чтобы понять психоанализ и приблизиться к мастерству опытного сценариста, придется перелопатить полку книг и десяток вкладок в гугле, с тоской думаешь ты. И тут на помощь приходит Уильям Индик с «Психологией для сценаристов».
О чём
«В кино ходят, чтобы увидеть воплощение фантазий и снов в реальной жизни», — утверждает Индик, доктор психологических наук и профессор философии. Кино создает преувеличенную картину мира, которая оказывается инструментом психологической манипуляции: фильм взаимодействует с нашим подсознанием, комплексами и детскими страхами, а мы даже не замечаем этого. Между героями на экране и зрителями создается сильная эмоциональная и психологическая связь, она позволяет зрителю погрузиться в происходящее на экране. Но для того, чтобы эмоциональную связь создать, сценаристу следует разработать глубокие, противоречивые характеры, которые вступят в конфликт — становой хребет любой истории. Для этого писателю и полезно узнать основы психоанализа, считает Индик.
«Психология для сценаристов» представляет собой обзор теорий главных психоаналитиков XX века. Индик рассказывает о невротическом конфликте Зигмунда Фрейда и о том, как Эдипов комплекс позволяет создавать захватывающие триллеры: так, подсознательное ощущение беспомощности и бессилия маленького мальчика перед отцом оказывается в основе «Сияния» Стэнли Кубрика. Ученик и конкурент Фрейда Эрик Эриксон разработал теорию кризиса идентичности: подсознательный поиск героем смысла жизни оказывается в основе множества произведений, не только античных трагедий, но и спортивных драм. Теория Эриксона позволяет объяснить важность предыстории в сюжете и то, какую роль может сыграть фигура наставника. Приличную часть книги Индик отводит теории архетипов и коллективного бессознательного Юнга.
Заходит Индик и на территорию «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла и подробно объясняет, какие психологические механизмы позволяют теории Кэмпбелла активно воздействовать на зрительское восприятие — Индик разбирает это на примере блокбастеров «Гладиатор» и «Храброе сердце». Наконец, в поле зрения автора попадает и теория экзистенциального кризиса Ролло Мэя — Индик объясняет, откуда берется экзистенциальный кризис и как его можно отобразить в сценарии.
«Психологию...» трудно назвать учебником писательского мастерства, но при этом она строится именно как толковый учебник: в конце каждой главы читателю предлагается список фильмов, иллюстрирующих приведенную теорию психоанализа, можно выполнить упражнения для закрепления полученной информации и улучшения сценария, а бонусом автор любезно расчертил таблицы с ключевыми идеями каждой теории психоанализа.
Для кого
«В первую очередь эта книга предназначена сценаристам», — пишет Индик и допускает напрасное самоуничижение. Конечно, основное внимание автор уделяет психологии персонажей в кино, и теории великих психоаналитиков он иллюстрирует примерами из классических фильмов. Однако утверждать, что книга полезна только сценаристам, несправедливо: «Психология...» доступным языком излагает основы психоаналитических теорий и особенности их использования в сюжетах, а ведь эта информация полезна не только сценаристам, но и писателям. Если у вас не получается выстроить острый конфликт героя вашего рассказа с его окружением, возможно, самое время достать с полки Индика и почитать о теории кризиса идентичности.
В конце концов, книга позволяет читателю увидеть собственные страхи и комплексы — ведь многое, о чем писали психоаналитики прошлого века, применимо и к нам сегодняшним. Не только научиться создавать правдоподобный конфликт, но и разобраться в себе — у книги по сценарному мастерству оказывается больше применений, чем мы подозревали.
Прямая речь
«Еще в самом начале существования голливудской «фабрики грез» стало ясно, что мечты прекрасно продаются. В кино можно безопасно потакать всем нашим бессознательным фантазиям: любовь и секс, смерть и разрушение, страх и гнев, месть и ненависть — ничто не рискует поставить вас в опасную или неловкую ситуацию, а счастливый конец вам практически гарантирован. Понимание того, как работает наше бессознательное, где как раз и рождаются фантазии, сны, воображение, особенно важно для сценариста и режиссера, если они хотят, чтобы их работы затронули зрителя и запомнились ему».
Пять советов
- Ключ к успеху в любой области, будь то преподавание, литература, кино, театр, заключается в том, чтобы как можно лучше узнать свою аудиторию.
- Работая над сценарием, необходимо очень четко представлять себе мотивацию своих героев, потому что именно от нее зависит, как будет развиваться их характер, что, в свою очередь, определяет драматическую структуру всего фильма. <...> Внезапные повороты в развитии персонажей (необъяснимые смены настроения) подрывают доверие зрителей.
- Фильм должен быть правдивым в рамках собственного жанра. Если с самого начала зрителю дают понять, что действие происходит в реальном мире, нельзя, чтобы внезапно в фильме начали случаться чудеса всего лишь для того, чтобы придать сюжету динамики. Если фильм не соответствует собственным правилам, иллюзия перестает действовать, предлагаемые обстоятельства отменяются, и зритель недоверчиво качает головой.
- Зрителю интересно узнать как можно больше о жизни героя, так что поиск идентичности в первой части фильма может заниматься сколько угодно времени — главное, чтобы история была рассказана хорошо.
- Недосказанность добавляет загадочности персонажу. Таинственность может даже стать его изюминкой.