• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Писать легко

Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения
Ольга Соломатина
Манн, Иванов и Фербер, 2017
Рецензия Анастасии Фрыгиной


© Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

О чем

«Писать легко» – это, в первую очередь, учебное пособие, разработанное на основе одноименного курса. Оно основано на правилах, схемах, практических упражнениях и инструкциях, собранных Ольгой Соломатиной за двадцать лет работы журналистом и редактором. Книга разделена на шесть глав, посвященных страху белого листа, выбору сюжета, жанрам в журналистике и практической стилистике. Каждая глава – это краткая и емкая инструкция к овладению той или иной техникой письма. После прочтения главы предлагается сразу же закрепить материал на конкретных упражнениях. Например, после главы «Жанры в журналистике» необходимо написать тексты об одной из топ-5 новостей дня в каждом из жанров. Для более продуктивного выполнения этого задания автор устанавливает четкие критерии будущего текста и приводит пример его возможного плана. Все поставленные перед читателем задачи проиллюстрированы подробными примерами из личного опыта. Так, в задании по редактуре есть текст, написанный слушателями курса Ольги Соломатиной, и пример ее правки. В главе «Бесценный жанр интервью» автор рассказывает о своих и чужих победах и поражениях, по ходу объясняя их причины. Еще одна находка книги – рекомендации по написанию текстов, редакционной политике и планированию в социальных сетях. В конце книги есть небольшое, но очень информативное приложение «Пишите правильно». Этот список правил и примеров написания чисел, знаков, географических, исторических и других названий станет хорошим настольным справочником журналиста.

Кому

Книга Ольги Соломатиной написана как хороший краткий и емкий учебник для журналистов. Она также будет полезна всем, кто хочет научиться писать качественные тексты, например, для того, чтобы завести свой блог в социальных сетях. Для писателей может стать полезной методика борьбы со страхом чистого листа и советы по составлению плана текстов и работе с композицией. Недаром именно они проиллюстрированы примерами из работ известных писателей, таких, как Набоков, который писал черновики своих книг на каталожных карточках. Еще одна ценная для писателей глава – «Практическая стилистика». Действенная методика по борьбе с канцеляритами и штампами – вещь незаменимая.

Прямая речь

«Мои преподаватели говорили: писать даже о самых сложных вещах нужно настолько просто, чтобы смысл был понятен первокласснику. Я создавала самоучитель для тех, кто хочет научиться писать, следуя этому правилу. Читая главу за главой и выполняя упражнения из каждого раздела, вы самостоятельно научитесь составлять план, узнаете о жанрах в журналистике и о том, как использовать их на практике. Вспомните, что такое стилистические ошибки и как вам стоит писать, чтобы выработать собственный стиль, «свой голос». Обещаю, вы забудете, что такое страх белого листа, и сможете писать, не дожидаясь вдохновения».

Пять советов

  1. «Написание текста, на мой взгляд, такое же занятие, как приготовление борща или составление годового отчета. С каждой из этих задач можно справиться без вдохновения. Особенно если соблюдать определенную последовательность действий».
  2. «Начните текст словами: «Здравствуй, дорогая бабушка» – и затем последовательно излагайте события. Завершив работу, сотрите обращение и поблагодарите (мысленно) бабушку за помощь».
  3. «Пишите, как говорите, теми же словами и с тем же ритмом. А потом правьте написанное, чтобы оно соответствовало нормам русской письменной речи. Так у вас появится шанс сохранить в тексте свой голос, собственный стиль».
  4. «Прочтите другому человеку то, что написали. Там, где у слушателя возникнут вопросы, и будут места в тексте, которые необходимо переписать, уточнить. Читая вслух, вы и сами заметите собственные ляпы».
  5. «Если вы хотите вызвать чувства, достучаться до читателя, не берите привычное слово. Ищите редкое. Оно воспринимается ярче. Словари синонимов должны стать вашими настольными книгами».
Анастасия Фрыгина