• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Лебеденко: Я постоянно развиваюсь, и это здорово

В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура "Литературное мастерство"!» студенты первого набора программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое creative writing.

Сергей Лебеденко: Я постоянно развиваюсь, и это здорово

Фото из личного архива Сергея Лебеденко

О поступлении

Сережа, насколько я знаю, по образованию ты – юрист. Почему ты решил поступить на программу «Литературное мастерство»?

Да, в 2016 году я только что закончил юридическую магистратуру в МГИМО, успел поработать по специальности, но особенных перспектив не видел. Было тяжело признать, что тебя ничего не радует в ремесле, которому ты вроде бы обучался шесть лет подряд.

Правда, в школьные годы я активно писал, даже выпустил самиздатом какое-то подобие (именно подобие) исторического романа, но поступление в Москву отставило мечты о литературе где-то на задний план — хотя я о них не забывал.

Осенью того года я принял участие в нескольких литературных конкурсах, работал редактором в информагентствах и литературном журнале, а в декабре 2016 года увидел новость о том, что в НИУ ВШЭ откроют программу «Литературное мастерство» под руководством Майи Кучерской.

Было бы излишне сентиментальным сказать, что я уже тогда понял, что это «оно», но такие подозрения у меня были. Чтобы их проверить, в феврале 2017 года я записался на онлайн-курс прозы в Creative Writing School под руководством Майи Кучерской и поучаствовал в Зимней школе ВШЭ по трансмедийному производству (это второе направление магистратуры, которое показалось мне интересным). После прохождения обучения я понял, что писатель из меня лучше, чем «продюсер цифровых индустрий». Выбор был сделан.

За какое время ты начал готовиться к поступлению?

Я медленно читаю, и беспокоился, что не успею прочесть весь список литературы для подготовки к экзамену. Здесь стоит еще оговориться, что активным читателем я стал лишь два-три года назад; до этого мой круг чтения составляли книги по юриспруденции или по истории. Поэтому пришлось очень много наверстывать. Но я открыл для себя новые старые имена: Набокова, Хемингуэя, перечитал Чехова и Гоголя. Это был очень мощный импульс к тому, чтобы продолжать упорствовать и поступать.

Есть ли что-то важное, что бы ты хотел знать перед поступлением, но не знал?

Что мне надо меньше мучиться от «синдрома самозванца» и не беспокоиться о том, что я не найду с однокурсниками общий язык, если поступлю. Было такое опасение — к счастью, напрасное. У нас очень дружный курс, я встретил здесь несколько близких душ.

И вообще мне кажется, что когда разрешаешь себе заниматься делом, которое тебя вдохновляет, все вокруг тебя начинает выстраиваться самым правильным образом.

Благодаря поступлению я избавился от экзистенциального кризиса (термин из психологии, который, к сожалению, очень пафосно звучит), и это главная неожиданность и удача.

 

Об учебном процессе

Какой предмет для тебя – самый интересный?

Пожалуй, творческий семинар с Майей Кучерской и Мариной Степновой. Творческий семинар — это, по сути, главный предмет: мы разбираем разные элементы литературного произведения (как держать темп повествования, как писать диалоги, для чего нужны описания, как правильно начинать и правильно заканчивать), этапы его создания (от черновиков до редактуры) и то, как искать идею. На каждом семинаре мы получаем творческие задания, которые затем выполняем и получаем детальный отклик. В принципе, творческий семинар — это сердце магистратуры, ведь именно во время этих занятий мы разрабатываем свое ремесло и собственный литературный «голос».

А что, кроме прозы, вы пишете?

В текущем модуле добавились уроки сценарного мастерства от Марины Степновой. Всех студентов поделили на пары, и каждая пара работает над своим сценарием на заданную тему — это очень полезный и занимательный опыт, хотя от количества заданий иногда чувствуешь себя утомленным. Но это, в принципе, самое важное, что мы извлекаем из наших занятий: писательство — это трудная работа, и лучше ты приучишь себя к этому, сражаясь за текст бок о бок с товарищами, чем будешь бороться с писательским блоком всю жизнь.

Какие писательские страхи тебе одолевали перед поступлением?

Мне было трудно заставить себя поверить, что мой голос кому-то важен, что я не бездарный графоман, что мои тексты имеют какой-то смысл. Это состояние приводило к «писательскому блоку», который я ощущал почти физически.

Удалось ли с ними справиться?

Да! С помощью магистратуры я, во-первых, могу писать в любое время суток практически в любом состоянии (ценный навык для писателя), а во-вторых, я обрел уверенность в своих силах, а значит, стал увереннее в себе. Это разблокировала во мне, как бы выразиться, «человека-активиста», который готов вовлекаться во внеучебную литературную деятельность и делать что-то по-настоящему полезное, не сомневаясь в своих действиях.

Что это за «внеучебная деятельность»?

У нас происходит много интересного, и во всем хочется принять участие. В ноябре прошлого года мы с сокурсниками помогали организовать и провести мастер-классы Creative Writing School в рамках ярмарки Non-fictio№ — главного литературного мероприятия Москвы. Моей обязанностью было помочь Дмитрию Быкову, Наталье Осиповой и Елене Авиновой провести мастер-классы по биографии и искусству комикса и я успешно справился с задачей, думаю.

В декабре мы запустили «Многобукв» — сайт о creative writing для начинающих писателей. Там мы публикуем рецензии на книги о писательском мастерстве, интервью с современными писателями и журналистами, репортажи с важнейших литературных мероприятий и другие полезные материалы. Советую добавить этот сайт в закладки вашего браузера, чтобы оставаться в курсе новостей актуальной литературы.

В этом году тоже планируется много интересного: в мае мы с однокурсниками совместно с Гослитмузеем проведем День африканского писателя, а с руководителем магистратуры Майей Кучерской готовим кое-какие события — но это пока секрет.

Как в целом изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?

Я познакомился с замечательными людьми, с которыми наладил очень хорошую дружбу, и это, пожалуй, главное, ради чего стоит идти в магистратуру. Чувство близости и сопричастности не передать онлайн-курсами.

У меня наконец-то появилось ощущение, что я занимаюсь тем, что мне действительно интересно, к чему у меня есть призвание. Необходимость совмещать работу с учебой вызывает, конечно, определенные трудности (я работаю журналистом, и иногда из-за редакционных заданий приходится пропускать пары), зато каждый день готовит для меня новые открытия. Я постоянно развиваюсь, и это здорово.

Я стал постоянно писать: по работе, по учебе и для себя, стиль стал заметно лучше.

В августе прошлого года я завел канал в Telegram: @bookngrill. Там я планировал выкладывать какие-то отрывки из наших лекций, но потом оказалось, что у меня самого много мыслей по поводу того, куда движется современная русская и зарубежная литература, я постоянно слежу за трендами в нашей непростой сфере, и мои находки оказались интересны читателям — сейчас у меня почти две тысячи подписчиков, и я постоянно получаю положительные отзывы на то, чем занимаюсь. Это мотивирует не только вести блог, но и заниматься творчеством. Если мой голос важен, он важен везде.

 

О литературном мастерстве

Сейчас задам самый сложный и самый простой вопрос. Что такое creativewriting?

Creative Writing — это основы писательского ремесла. Обращаясь к метафоре Стивена Кинга, это инструменты, которые лежат в чемоданчике писателя, которые позволяют сделать текст таким, чтобы он мог произвести впечатление на читателя.

Проблема в том, что инструменты — это еще не все. Ошибочно думать, что, как только ты научился писать правдоподобные диалоги и красиво описать рассвет, ты стал ремесленником. Инструментов недостаточно, нужен еще и человек. А тут уже не обойтись без ряда необходимых качеств: природного таланта, стремления узнавать новое, воспринимать реальность вокруг себя, умения генерировать идеи.

В creative writing много разных методик. Есть ли у тебя любимая?

Где-то читал шуточное деление писателей на «садовников» и «архитекторов»: «садовник» начинает повествование с исходной ситуации и просто следует за сюжетом, который создают сами персонажи (так пишут, например, Кинг и Мартин Макдонах), а «архитектор» разрабатывает план и структуру сюжета и повествования и только потом по намеченным линиям работает над первым черновиком (так пишут Джоан Роулинг, Алексей Иванов, Алексей Сальников). Я скорее «архитектор», но нетрудно заметить, что общее у обеих методик одно: все начинается с героев, точнее, не с героев, а системы их взаимоотношений (как подсказал Кадзуо Исигуро в своей нобелевской речи). Как только отношения между героями становятся вполне ясны и писатель осознает, о чем он хочет сказать, какой вопрос задать своим текстом, писать становится значительно легче.

Вообще я убежден, что у каждого произведения есть свой ритм, своя конструкция, которая обусловлена темой и идеей, поэтому универсальные советы давать сложно.

Как изменилось твое отношение к собственным текстам после поступления в магистратуру?

Я, как говорят мои преподаватели, пишу лучше — это главное достижение. И лучше понимаю, какие вопросы готов задать. А свои прошлые тексты перечитываю для того, чтобы увидеть ошибки, которые в будущем следует избегать.