Елена Прокопова: Теперь я открыта к критике
Студенты первого набора программы «Литературное мастерство» вспоминают поступление на программу, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое creative writing.
Лена, расскажи о себе. Кто ты по профессии?
Мне 26 лет, я закончила МФТИ, факультет аэрофизики и космических исследований. Сейчас работаю маркетологом в авиакомпании.
Какие авторы – твои любимые?
Бирс, Булгаков, Платонов. Из современных авторов, помимо преподавателей магистратуры – Александр Чудаков и Евгений Водолазкин.
О поступлении
Как и когда ты узнала о магистратуре «Литературное мастерство»?
Наверное, примерно в начале календарного года, за 6 месяцев до экзамена. Подумала «Нет, ты не успеешь подготовиться. Хорошо, ты можешь попробовать. Ладно, просто начни, а там посмотрим, можно ли с этим идти».
Почему ты решила поступать на программу? Как готовилась к поступлению?
Я хотела понять, могу ли я заниматься тем, чем хочу заниматься.
Готовиться я начала примерно за полгода в расслабленном режиме, который за три месяца превратился в интенсив. Мне как-то приснился сон, в котором Чимша-Гималайский лежит на диване и кричит «Заха-а-ар!», глядя на Сартра, который в белой ночной рубашке катается на входной двери, уцепившись за ее верхний угол. Все смешалось в доме Облонских, в общем. Это и было самым сложным – сделать так, чтобы информация встала на свои места.
Был ли на собеседовании вопрос, который поставил тебя в тупик?
Из какой части романа «Ярмарка Тщеславия» взят мой отрывок. С одной стороны, в тексте говорилось о сыне Ребекки. С другой, речь шла о нем, как о маленьком мальчике.
Ты справилась?
Да, к счастью, так же была упомянута мисс Олдерни, которая появилась в самом конце романа – она и вывела меня из тупика.
Об учебном процессе
Какие предметы для тебя – самые интересные?
Творческие, потому что мы здесь, в первую очередь, за этим. Но я ни в коем случае не хочу сказать, что академические дисциплины менее интересны. Еще до поступления я ходила на открытый курс Вышки «Варяги и хазары в истории Руси». Не могу сказать, что варяги или, тем более, хазары, когда-то вызывали у меня интерес. Скорее, я испытываю тягу к любому гуманитарному знанию.
Занятия помогли преодолеть какие-то страхи, комплексы, которые так часто преследуют авторов?
Статус человека, «открытого к критике», включает в себя намного больше усилий, чем я думала. Но все уже позади, если я теперь чему и открыта, так это к критике, потому что она оказывается намного полезнее похвалы.
Как в целом изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?
Я больше читаю и больше пишу.
Мы с ребятами занимаемся проектом «Многобукв», в рамках которого я взяла несколько интервью у писателей. Общаться с теми, чьи книги ты читаешь – невероятное ощущение.
О литературном мастерстве
Лена, что для тебя creative writing?
Рациональный подход к эфемерной сущности литературного творчества; система знаний, позволяющая найти и структурировать различные методики письма.
Есть ли у тебя любимая методика?
Я скорее за поступательное, спокойное творчество. На вдохновении рождаются прекрасные вещи, но бесконечно «олитературивать» свои эмоции – с ума сойти можно. Я считаю, что вдохновение должно ложиться на ремесленную канву, ведь так или иначе мы радуемся весне, злимся на соседей, скучаем в пробке. Но написать роман в пятьсот страниц на короткой эмоции, которая пришла и тут же ушла – невозможно, здесь нужно что-то еще.
Как изменилось твое отношение к собственным текстам после поступления в магистратуру?
Теперь я их не выкидываю.
Факультет гуманитарных наук: Менеджер