• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Откровения молодого романиста

Умберто Эко
Перевод: Александр Климин
Corpus, 2013
Рецензия Тимура Валитова


© Издательство «Corpus»

О чем

Умберто Эко, автор семи романов и многочисленных работ по семиотике и средневековой эстетике, предлагает нам заглянуть в свою творческую мастерскую, обещая поделиться рецептами «молодого романиста». На момент написания книги Эко исполнилось 75 – и все же первым делом он берется убеждать нас в своей «молодости»: его литературная карьера началась в семидесятых – какую-то четверть века назад. За 25 лет Эко успел написать пять романов: в «Откровениях» он подробно описывает создание двух из них – «Имени розы» и «Маятника Фуко». 

В первой главе «Откровений» Эко рассказывает о том, как авторы придумывают истории, во второй и третьей – о том, как читатели их читают. Четвертая глава, стоящая чуть особняком, представляет собой эссе, посвященное спискам в литературе. Однако, несмотря на то, что Эко – теоретик культуры и выдающийся ученый, все главы «Откровений» написаны удивительно легко и увлекательно.

Вопрос, которого Эко так или иначе касается в каждой главе, – психология творчества. Эко описывает развитие идеи в системе наложенных автором ограничений, начиная от этапа зарождения и доходя до интерпретации читателем. Здесь он высказывает необычное и важное соображение о том, что границы интерпретации задает не авторское «я хотел сказать», а только лишь внутренняя логика повествования и ожидания читателя.

Для кого

Чтобы прочесть и понять «Откровения», совершенно не обязательно знакомиться с романами Эко: в книге множество примеров из классической литературы, а если Эко и делится собственным опытом, то делает это обстоятельно, приводя обширные цитаты, – так, чтобы пример был понятен не одним лишь его читателям.

Если вспомнить, что Эко – профессиональный читатель и специалист по семиотике, читать «Откровения» стоит не только для того, чтобы узнать секреты его мастерства, но и для того, чтобы повысить свою литературную компетентность, наблюдая, как Эко апеллирует к мировому литературному опыту.

Прямая речь

«После выхода книги меня часто спрашивали, почему я решил написать роман. Любые мои объяснения (менявшиеся в зависимости от моего настроения), возможно, были честными, – а это значит, что все они были неправдой. Со временем я осознал, что единственный правильный ответ прост: я написал роман, потому что на определенном этапе жизни мне захотелось написать роман. Думаю, причина вполне разумная и достаточная».

5 советов

  1. «Вдохновение» – это непристойное словечко, которым пользуются хитрые писатели, пытаясь добавить себе художественной значимости. Старая поговорка гласит: гений на десять процентов состоит из вдохновения и на девяносто – из потения.
  2. «Повествование — в первую очередь процесс космологический. Чтобы поведать историю, автор, как некий демиург, творит собственный мир. Мир этот должен быть предельно точен, дабы автор мог передвигаться по нему спокойно и уверенно».
  3. «Если мир продуман до мельчайших деталей, описывать пространство внутри него легко, поскольку оно стоит у тебя перед глазами».
  4. «Доподлинно не известно, каким был диалект северо-востока Италии, ибо никаких письменных свидетельств до наших дней не дошло. Потому я счел себя вправе этот разговорный язык придумать, изобрести гипотетический диалект, которым пользовались жители долины реки По в двенадцатом столетии».
  5. «Чтобы написать удачный роман, автору следует хранить часть рецептов в секрете».
Тимур Валитов