Как создать живого персонажа
В рамках рубрики «Писательская кухня» мы просим состоявшихся литераторов ответить на вопросы, которые больше всего волнуют начинающих писателей. Лучшие в своем деле расскажут, какие грабли следует обходить стороной, а какие шишки все-таки придется набить, если задались целью писать хорошие тексты.
Сегодня наша тема – персонажи. Как создать героя, с которым не захочется расставаться?
С чего вы начинаете создание персонажа?
Поэт, писатель, журналист
Писатель, филолог, литературный критик
Пытаюсь его почувствовать, а потом увидеть и услышать. Сначала понять его душу, его страсти, страхи, боль. И уже потом разглядеть, какие у него глаза, волосы, осанка, походка. Расслышать его голос и смех.
Писатель, сценарист
Писатель, сценарист
Как правильно использовать прототипы? Эффективен ли этот подход?
Поэт, писатель, журналист
Писатель, филолог, литературный критик
Писатель, сценарист
Я не люблю прототипы, предпочитаю сочинять – это и сложнее, и честнее. Тем не менее, совсем обойтись без прототипов не может даже автор с самым буйным воображением. Хотя бы потому, что иногда в текстах появляются исторические персонажи. В любом случае, в моем тексте такому придется несладко – и он будет делать то, что нужно героям, а не то, что написано в Википедии. Советую придерживаться такого же подхода и не бояться исказить историческую правду. Художественная правда все равно сильнее: мы все знаем войну 1812 года по роману «Война и мир», который полон осознанных исторических неточностей. Внимание: это правило не работает, если вы пишете книгу для серии ЖЗЛ или документальную прозу. Там придется следовать за документами.
Писатель, сценарист
А что, разве можно неправильно использовать прототип? Это будет значить, что у автора ничего не получилось.
Как наделить героя уникальным голосом?
Поэт, писатель, журналист
У него обычно уже есть свой голос. А попытки наделить его так называемыми индивидуальными речевыми чертами приводят, как правило, к отвратительной фальши. Индивидуальность – это не словечки, не диалект, не любимые интонации, а нечто вроде почерка, очень тесно связанное с биографией, внешностью, привычками.
Писатель, филолог, литературный критик
Если бы я знала! Тогда мои тексты были бы наполнены мгновенно запоминающимися героями с уникальными голосами. Но думаю, что чтобы персонаж получился запоминающимся, ярким, нужно стать немного бульварным автором. Как Достоевский, скажем.
Писатель, сценарист
Внимательно слушать, что он говорит! Если вы правильно продумали своего героя, если он достоверен, если он – не окрошка из ваших личных переживаний и пары наблюдений над знакомыми, то, поверьте, герой оживет и доставит вам немало хлопот.
Писатель, сценарист
Честно говоря, не знаю.