• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наталья Калинникова: Creative Writing — это осмысленное письмо

В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура "Литературное мастерство"!» студенты первого набора программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое creative writing.

Наталья Калинникова

Наталья Калинникова
Фото из личного архива Натальи Калинниковой

О поступлении

Наташа, о чем ты подумала, когда впервые услышала о программе «Литературное мастерство»?

Я узнала о магистратуре из поста в одном из популярных блогов. Конечно же, сразу был порыв — «вот, это моё!». Целый день об этом думала, потом пришли мысли: «Нет, это, наверно, всё очень сложно». Мне подумалось, что в эту магистратуру способны поступить только какие-то сверходарёные «небожители», кто давно в писательской теме. А я даже из современных авторов очень мало кого читала, о чём впоследствии не раз сожалела. Впрочем, сожалеть всегда легко, а вот делать…

Почему все-таки решилась поступать?

Вечером того же дня с работы пришёл муж, многозначительно посмотрел и сказал: «Подашь документы?». Я стала отнекиваться, но у моего мужа, несмотря на добрейший характер, врожденное умение давать волшебного пенделя. «Ну, зато ты хотя бы попробуешь!» — и я попробовала.

За какое время ты начала готовиться к поступлению?

Я подавала документы в начале июля. Времени для основательной подготовки, чтения, повторения, по сути уже не было. Я понадеялась на знания, оставшиеся от моего первого образования — филологического. При поступлении для меня многое открывалось как бы заново: начиная от того, что я уже лет сто не писала мотивационных писем и заканчивая незнакомой электронной системой, в которую нужно было загружать сканы документов. Поскольку я окончила университет еще в 2008 году и почти сразу после этого «переквалифицировалась» (работала пиарщиком, интернет-маркетологом), пришлось восстанавливать свое портфолио буквально по кусочкам: дипломы, журналистские статьи. Посмотреть на свои «культурные достижения» прошлых лет свежим взглядом — в этом что-то есть.

Какой вопрос на собеседовании поставил тебя в тупик?

Скорее, не сам вопрос, а текст для него. Я вытянула стихотворение Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью…», впала в ступор и забыла название, хотя это ведь проходят еще в школе (вы, кстати, помните, как оно называется?). Вообще, Михаил Юрьевич меня преследует. Когда сдавала госэкзамены в первом институте, тоже попался Лермонтов, и тоже ранняя поэзия. Теперь мне видится в этом какой-то немой укор за то, что в своё время была недостаточно внимательна к его творчеству. Надо перечитать.

Об учебном процессе

Какие дисциплины в университете для тебя – самые интересные?

Самая интересная дисциплина — это, конечно же, наш творческий семинар с Майей Кучерской и Мариной Степновой, на котором мы «прокачиваем» писательское мастерство. Также всегда очень насыщенно проходят семинары по современной русской литературе, на которых мы получаем информацию «из первых уст», ведь наши преподаватели — Галина Юзефович, Лев Данилкин — непосредственные участники новейшего культурного процесса. Были и неожиданные открытия, когда, например, за названием курса Валерия Золотухина «Литература и теория медиа» я поначалу не рассмотрела чего-то цепляющего. А потом оказалось, что это про «звучащую литературу», современный театр и исполнительское мастерство, то есть это супер-актуальная для меня информация, потому что я уже давно интересуюсь этой темой.

Какие страхи или комплексы помогли преодолеть занятия?

На мой взгляд, занятия помогают преодолеть перфекционизм. Ну, или хотя бы сильно подвинуть это. Начинающему писателю зачастую трудно «начать» именно из-за той иллюзии, что твой текст должен быть идеальным и всеми принятым «на ура». Но это не так; в этом быстро убеждаешься, когда работаешь над текстом в группе, читаешь, обсуждаешь, учишься выслушивать критику. Это не просто, но через это мы и растём, едим свой «пуд соли».

Как изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?

Она стала активнее во всех смыслах. Во-первых, потому что мы учимся каждый день по нескольку часов — это уже меняет привычный образ жизни. Во-вторых, постоянно всё меняется: новые задания, новые люди, ситуации, на которые приходится реагировать, это всё «выковыривает» тебя из скорлупы — ведь все писатели в той или иной степени интроверты. Я стараюсь писать каждый день, это из какой-то сугубо внутренней потребности постепенно превращается в рабочую задачу, пункт «to do» в чек-листе.

В каких проектах программы «Литературное мастерство» ты участвуешь? Чем вы занимаетесь?

Я участвую в работе проекта «Многобукв — всё о Creative Writing», пишу рецензии и статьи.


О литературном мастерстве

Что такое creative writing?

Для меня это, прежде всего, осмысленное письмо. Когда ты пишешь не в каком-то временном порыве вдохновения, а осознанно пропуская через голову. Думаешь о том, чтобы сюжет не размывался, чтобы все составляющие текста состояли в гармонии, чтобы читателю было интересно. В этом нет ничего творческого, напротив — это ремесло, дисциплина. Это приучает писать о том, что ты хочешь сказать, а не ради того, чтобы только заявить о себе как о «творческом человеке».

Есть ли у тебя любимая методика «творческого письма»?

Пока такой методики нет, если только не считать уже привычную авторедактуру. Со временем это становится не так больно: написать и выбросить, снова написать и выбросить, перечитывать написанное без страха, а то и с намерением увидеть там полную чушь. Все через это проходят, и я смогу, почему бы нет?

Как изменилось твое отношение к собственным текстам после поступления в магистратуру?

Мне кажется (по крайней мере, очень хочется в это верить), что я стала относиться к ним проще. Но и требовательнее. Я стараюсь отстраняться от текста и смотреть, что бы меня зацепило, если бы это был чей-то чужой текст. Раньше у меня была навязчивая идея переписать одно произведение, которое я написала уже лет пять тому назад. Теперь я понимаю, что нужно писать только новое, искать новое и очень много читать для того, чтобы это новое применить. Предстоит ещё много работы — вот что понимаешь, когда начинаешь учиться.