• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литературный мастер-класс

Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов
Юрген Вольф
Перевод: Александр Коробейников
Манн, Иванов и Фербер, 2014
Рецензия Анастасии Фрыгиной


© Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

О чем

«Литературный мастер-класс» похож на множество других книг по creative writing. В книге шесть глав: о вдохновении, героях, структуре, стиле, процессе творчества и писательской жизни, каждая из которых завершается кратким резюме: «от слов — к делу!» и парой практических заданий.

Главная особенность «Литературного мастер-класса» — «советы от мастеров». Вольфу удалось, проделав колоссальную работу, собрать под одной обложкой слова более чем 150 писателей, среди которых — Джейн Остин, Роберт Льюис Стивенсон, Владимир Набоков, Антон Чехов, Чарльз Диккенс и современные авторы, такие как Мартин Эмис, Джоан Роулинг, Рэй Брэдбери, Элмер Леонард, Салман Рушди. Цитаты из писем, мемуаров, интервью, истории из жизни писателей сопровождаются краткими биографиями авторов, более развернутую версию которых можно найти в конце книги в разделе «Авторы». В разделе «Примечания» приведены ссылки на источники, так что наиболее любопытные читатели смогут продолжить приобщение к опыту великих писателей.

В «Литературном мастер-классе» много советов психологического и даже психотерапевтического толка для начинающих писателей. Вольф подробно разбирает методы борьбы с блоками и страхами, методики писательской работы и иллюстрирует их примерами из жизни разных авторов. Еще одним безусловным плюсом этой книги можно назвать подход Вольфа: не устанавливать какую-то точку зрения как единственно верную, а привести разные примеры, техники и методики, и предложить читателю сделать собственный выбор.

Для кого

Книга Юргена Вольфа предназначена, в первую очередь, для начинающих писателей, заточена под их интересы и приоритеты. Любого, кто взялся за нелегкий писательский труд, непременно преследуют сомнения: «Правильно ли я делаю это или то?» или элементарное любопытство: «А как это или то делают и делали до меня другие?». «Литературный мастер-класс» — идеальный ответ на такие вопросы. Кроме того, эта книга написана увлекательно и может понравиться любителям нон-фикшн. Прочесть «Литературный мастер-класс» — это как ознакомиться с краткой биографией Писателя, чей мозаичный образ постепенно собирается в голове из разрозненных идей и мнений, имен и лиц. К слову, биографии писателей в книге снабжены очаровательными юмористическими портретами.

Прямая речь

«Итак, вы хотите написать роман, сценарий, пьесу или рассказ. Наверное, у вас множество идей, но при этом вам непонятно, допустим, как структурировать сюжет или сделать персонажей более живыми. Где искать поддержку, на какие образцы ориентироваться?.. Ключевая часть этой книги — советы от мастеров прошлого… Конечно, услышать совет и применить его — разные вещи. Вот почему я добавил несколько упражнений, чтобы облегчить вам переход от одного к другому. Если вы последуете советам и примените их на практике, то это приведет вас к успеху».

5 советов

  1. «Если вы столкнулись с проблемами при разработке сюжета книги, прежде всего пристально взгляните на героев. Действительно ли они выступают на таком фоне, что могут — хотя бы теоретически — действовать так, как вы бы от них хотели?»
  2. «Еще один полезный способ развития сюжета — представить, что вы уже закончили работу над книгой и теперь даете интервью любопытному журналисту…Вы удивитесь, насколько быстро вам в голову придут идеи развязок и нужных звеньев сюжета, притом без всяких сознательных усилий с вашей стороны»
  3. «Выбирайте наиболее сильные образы или те слова, которые передают нечто, чего нельзя выразить иным способом»
  4. «Решите, что вам нужно предпринять, чтобы подстегнуть собственный энтузиазм, или больше жить сегодняшним днем, или более безжалостно изыскивать время для того, чтобы писать, даже если это значит отказаться от чего-то другого»
  5. «Подумайте, насколько болезненна для вас мысль о том, чтобы не писать вовсе. Если нет, то подумайте: это ли ваше призвание?»
Анастасия Фрыгина