• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошла четвертая встреча Литературного клуба с Галиной Юзефович

Студенты Вышки и литературный критик Галина Юзефович обсудили роман Дмитрия Глуховского «Текст» (АСТ, 2017). Основные тезисы – от студента программы «Литературное мастерство» Стефана Хмельницкого.


© Издательство «АСТ»

Глуховский – человек, который умеет зарабатывать литературой

В первую очередь, Дмитрий Глуховский – это автор небезызвестных постапокалиптических романов про метро, ныне успешно живущих отдельно от создателя. Глуховский еще в пору своей учебы на журфаке начал выкладывать в Интернет главки из будущего романа «Метро 2033», чем приобрёл армию поклонников среди читателей и ярых ненавистников среди работников пера.

Нельзя не признать, что Глуховский – автор уникальный: он «питается» исключительно за счет своего литературного творчества. Автор востребованный и хорошо зарабатывающий. Сколько таких в России? Да по пальцем можно пересчитать.

Персона нон грата

Легенда от Галины Юзефович гласит: однажды, во время отдыха, к ней подошел бариста. Сделал кофе, слово за слово, и говорит: «А я вот одного русского писателя знаю». Тут Галина Юзефович насторожилась, мол, опять про Толстого скажет. А он из-за пазухи достает и кладет на барную стойку «Метро 2033» на родном языке Кирилла и Мефодия.

Несмотря на свою популярность или, вернее, из-за своей популярности Глуховский является персоной нон грата в русской литературе, как, впрочем, и в мире фантастики.  Для первых он слишком «попсовый» и массовый, для вторых – нежанровый и неканоничный. Глуховский как бы стоит отдельным столпом, не желая вклиниваться ни в один лагерь.

Гордость и предубеждение

Другая легенда от Галины Юзефович гласит: попросил у нее как-то журнал «Esquire» составить ревизию писательских душ под руководством Писателя Всея Руси Владимира Сорокина. Крестная мать Глуховского – как Г.Ю. неофициально себя называет – внесла в список и нашего героя. Каждому должны были выдать тему домашнего задания для рассказа в журнал. Все, естественно, написали свое, а двое вообще отказались участвовать из-за участия Дмитрия Глуховского: зазорно лежать под одной обложкой. Глуховский задание выполнил, всячески поизгалявшись в своем рассказе над романом Сорокина «Норма» (например, топил его в унитазе, а он не тонул), за что удостоился личного свидания с небожителем.

Маркетинг или от души

Реакция на роман «Текст» Глуховского была неоднозначная. Что это? Новая маркетинговая стратегия такая? Что ни говори, а следы писательского пота в романе видны. Тщательно продуманные детали, сюжет, стыковки виртуального и реального мира – все это свидетельствует не только о коммерческой цели романа. Хотя определенно, роман написан под общественный запрос: социальная драма с жесткой критикой российской действительности.

Темы

В романе три основные темы:

  1. Остросоциальная. Мрачный мир беспредела полицейского государства, где можно сесть ни за что.
  2. Нравственная. Главный герой романа, Илья Горюнов, движется по разветвлённой цепи сложных нравственных выборов. Здесь напрашивается параллель с Раскольниковым.
  3. Темная душа, заключенная в гаджет, которая заставляет Илью преображаться.

По мнению Галины Юзефович, первая тема становится далеко не самой важной. Первая глава романа буквально заставляет нас погрузиться на самое дно, посмотреть изнутри системы. Но не для того, чтобы увидеть ужасный оскал системы, а чтобы в очередной раз убедиться в «банальности зла».

Глуховский отлично держит двойную фокусировку, как Прилепин в «Обители», показывая, что разницы между охраной и заключенными в сущности никакой нет. В этом заключается самый важный посыл книги: хочешь изменить систему – начни с себя. Здесь Глуховский докапывается до самой сути нынешней социальной ситуации: конфликта отцов и детей. Дети всеми силами пытаются быть чище и лучше, но их порывы погибают или остаются незамеченными под натиском пропахшего гуталином и канифолью воспитания отцов.

Стиль

«Текст» кардинально отличается по стилю от предыдущих работ Глуховского, в первую очередь, из-за своей претензии на литературность. Весь текст написан так, как если бы его действительно писал Илья: филолог, семь лет отсидевший на зоне.

Иногда автор будто-то намеренно повторяет смысл уже им сказанного, что выглядит занудно и избыточно. Но, в общем, Глуховский искусно балансирует на грани литературщины и беллетристики, не сбиваясь ни в одну, ни в другую сторону. Особенно работа над текстом и словом в романе видна в том, как автор играет с длиной предложений: то длинные, то короткие, они создают динамику и ритм повествования, чем не могут похвастаться многие коллеги Глуховского по цеху.

Вывод

«Текст» Глуховского – это яркий образец сбалансированной прозы. Он сочетает в себе яркий эмоциональный порыв с хорошо работающими мозгами; мейнстрим с интеллектуальной начинкой, что очень обнадеживающе для русской литературы, по словам Г. Ю. (и я с ней полностью солидарен). Театральная постановка по мотивам романа Глуховского уже вышла на сцене Театра Ермоловой, на очереди – экранизация.

Перед уходом с последней встречи Литературного клуба в этом сезоне Галина Юзефович дала магитрантам напутствие: «Любить Глуховского – это нормально. Будьте, как Глуховский!»

Стефан Хмельницкий