• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учись видеть. Уроки творческих взлетов

Марина Москвина
Манн, Иванов и Фербер, 2014
Рецензия Веры Бабенко


© «Манн, Иванов и Фербер»

Книга Марины Москвиной «Учись видеть. Уроки творческих взлетов» – это моя детская книжка, на одной полке с «Мэри Поппинс», «Хрониками Нарнии» и «Гарри Поттером». Она смешная и удивительная: «они распахнули двери комода, купленного на Канарах, и оттуда повеяло морем и ветром, и послышались крики чаек» («Канарский воздух»), «Портрет кота Иосифа в парадном мундире», его усы в рамочке под стеклом.

Книга была впервые выпущена издательством «Гаятри», чье направление – «discovery fiction» или «проза открытий».  Среди первых книг в серии «НоуХау» («полезные советы» по нестандартному взаимодействию с разнообразными жизненными ситуациями) были книги Джулии Кэмерон «Путь художника» и Марины Москвиной «Учись видеть. Уроки творческих взлетов». В 2014 г. книга Москвиной вышла в издательстве «МИФ» в новом оформлении. Издание дополнено эпиграфом и несколькими интервью с автором.

О чём

О семинарах и мастер-классах Марины Москвиной со студентами Института Современного Искусства. «Учиться нужно не писать, а видеть!» (Сент-Экзюпери) – это золотое правило писательского ремесла.

Что отличает творческого человека? Необыкновенный взгляд на то, что видят все. Марина Москвина ведет студентов на улицы, в музеи, в мастерские художников – вглядываться в мельчайшие детали, замечать каждое проявление жизни, а потом описывать в подробностях. При этом в самом себенеобходимо найти такую точку, когда ты и напряжен, и расслаблен одновременно: «все чувства… обострены, интеллект включен на полную мощь – теперь в тебе работает какая-то безумно сложная машина, которая все пробует на вкус, на цвет, на запах и на осязание». И возникает объемное и яркое видение мира.

Камертон же для начинающих писателей – те хорошие книги, которые уже написаны, от древних греков до современности. Имена писателей и названия книг упоминаются почти на каждой странице. Особенно важны детские книги: «Так и хочется вам сказать: растите обратно! Пока не прочитаете – не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк».

Для кого

Книга адресована тем, кто хочет освоить писательское мастерство. В книге немало студенческих работ, которые особенно будут интересны начинающим.

Ответы автора на вопросы читателей – в приложении к последнему изданию «Учись видеть»:

– Как человек становится писателем? Валера, дорогой, никто вам никогда на этот вопрос не ответит. Лучше не спрашивайте…

И хотя сама я никакой не мудрец, озаглавив книгу «Учись видеть!», я хотела вот именно об этом поговорить со своими ребятами. Или почти об этом – о взгляде художника на мир. А мою книжку в магазинах то поставят в отдел здоровья – на полку «Зрение», то в отдел «Искусство» — как писать картины маслом. И то и другое нормально! Но «Учись видеть» и для меня нескончаемый урок. Я могу учить только тому, чему сама учусь на полную катушку.

Прямая речь

«…Как пишутся интересные увлекательные захватывающие вещи – неважно, документальные, художественные – закон один!

Закон этот я сформулирую так: доскональное, детальное, предметное знание каких-то вещей, которые ты глубоко чувствуешь и любишь, своя неповторимая Судьба, воображение, а также страстное желание поведать обо всем вместе взятом».

Пять советов

  1. «Пустословие – полноправный смертный грех, нам с вами незачем взваливать его на свои плечи. Значит, прежде чем рука потянется к перу, перо – к бумаге, мы должны сами жить, расти, очаровываться, разочаровываться, заблуждаться… А настоящее слово выходит из тишины и в тишину вас уводит. Чтобы услышать такое слово, и чтобы его произнести, нужна большая осторожность и большая внимательность».
  2. «Внутренний контролер сглаживает острые углы, полирует рельеф события и ощущения, гасит ослепительную яркость красок и всему норовит придать благопристойный вид. Смело говорите, что вы хотите сказать. Не беспокойтесь, правильно это или нет, вежливо ли, уместно ли. Пусть это выплеснется наружу. Пишите о близком, о пережитом, о том, что накипело. Поймайте интонацию, которой вы разговариваете с самим собой, и шпарьте! Я бы даже вот так сказала: не думайте».
  3. Чувствовать предмет. «Предмет, словно человек, имеет свою историю жизни. История сокрыта в нем, будто жемчужина в раковине»; «я хочу, чтобы дыхание и этот гул, присущий каждой вещи, вы научились слышать и ощущать, а главное, почувствовать, как судьба этого предмета переплетена с людскими судьбами».
  4. «Прихватить натуру»: собирать, накапливать сведения, наблюдения, профессиональные термины, специфические названия, особенности лексикона героя – этого нельзя придумать, можно только увидеть, услышать и записать.

    «Все, что в состоянии зафиксировать такой сверхчувствительный прибор, как Пишущий Человек, должно быть зафиксировано. В таком случае, когда вы садитесь за письменный стол, палитра художника готова к работе».

    «Деталь – это наше ВСЕ»
  5. Обнаружить многомерность окружающего мира. «Но мы должны быть готовы, что именно такой пробужденный взгляд чреват потрясениями. Поскольку внезапно в привычных вещах (подумаешь, рыбки в аквариуме) мы обнаруживаем иные миры и такие вещи, которые нас могут с ног свалить, если мы ежечасно не тренируемся в этом деле».
Вера Бабенко