• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Катехизис для читателя

Рецензия на книгу «О чем говорят бестселлеры»
Галина Юзефович
АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018
Рецензия Сергея Лебеденко



© «АСТ», Редакция Елены Шубиной

«У нас информация [на книжном рынке] не «течет» совсем. Читатель узнает о новинках в самом магазине. При этом есть, к сожалению, есть магазины, где читатель не узнает вообще ни о чем.

Издатель в результате становится очень заинтересован в сильной критике. У нас читатель узнает о книжной новинке из критического обзора, то есть критика не источник смыслов/образов, как в Штатах, а полноправный источник информации».

Так в сентябре 2017 года говорила на лекции в магистратуре «Литературное мастерство» Галина Леонидовна Юзефович, а 8 месяцев спустя выпустила на свет «О чем говорят бестселлеры» — источник информации о современной литературе для тех, кто хочет понять, что в книжном мире сегодня происходит.

О чём

Стоит сделать важную оговорку. «О чем говорят бестселлеры» — не бизнес-консультант в области литературы, не лектор по устройству книжного рынка, а скорее литературный гид или даже психотерапевт. В новой книге-сборнике эссе Юзефович отвечает на самые важные вопросы о, как бы сказать, метафизике литературы. Зачем сегодня нужна литературная критика? Зачем нужны литературные премии и что происходит с Нобелем? Как появилась массовая литература, можно ли получать от нее удовольствие? И о чем все-таки говорят бестселлеры?

На эти вопросы критик отвечает логично и обстоятельно, приводя примеры из истории глобального литературного рынка. Некоторые эссе кажутся менее важными, чем другие (очень не хватает отдельного эссе о фантастике, зато есть небольшой очерк о том, почему мы любим Астрид Линдгрен), но все они очень хорошо выглядят во взаимосвязи. К примеру, тот же очерк о любви к Линдгрен прекрасно дополняет эссе о том, как говорить с детьми о литературе, а еще рифмуется с эссе о феномене «Гарри Поттера». Эссе о травме XX века в русской литературе удачно соседствует с эссе о «Маленькой жизни» (манипулятивна книга или нет? И стоит ли вообще литературе быть манипулятивной?). Интересно, что пока наши соотечественники ругают Ханью Янагихару за манипулятивность прозы, западные агенты жалуются на бесконечную тему травмы XX века, которая не собирается покидать книги современных российских писателей. Эта тема «служит причиной катастрофически низких тиражей и, соответственно, копеечных писательских гонораров», считает Юзефович, но воздерживается от простых рецептов: если тему необходимо проговорить, литература этим займется, какими бы наши чаяния ни были.

Эссе перемежаются с тематическими списками литературы: есть список хорошей недавно изданной фантастической литературы, список литературы о травме, список не самых известных, но хороших книг нобелевских лауреатов — «О чем говорят бестселлеры» можно использовать не только как ликбез, но и как список чтения на ближайший год.

Для кого

Итак, на выходе получился дельный FAQ по самым горячим вопросам современной литературы. Понятно, что знакомые с работой Юзефович читатели и так примерно представляют позицию автора по этим вопросам и свободны от конспирологических предрассудков вроде «все куплено».

Для читателя, который хочет получить базовое представление о том, чем живет литература сегодня, «О чем говорят бестселлеры» станет отличным starter pack’ом, а также неплохим компаньоном для тех, кто хочет припомнить систему литературных координат.

Книга работает и как проводник в мир сломанных стен: барьеров не существует, все лишь в нашей голове, и если сегодня вы читаете Данте, а завтра — детектив Джона Гришэма, то вы в порядке и все в порядке, а стены — от лукавого. Это, пожалуй, главный месседж книги, который делает ее появление особенно важным.

Остается дождаться встречного хода писателей. Например, сборника разножанровых повестей или рассказов.

Прямая речь

«По-настоящему глобальные бестеллеры не имеет смысла оценивать исключительно по шкале художественной ценности. После достижения определенной цифры продаж книга переходит в разряд социальных феноменов — и уже в этом качестве заслуживает самого пристального внимания и уважения, вне зависимости от эстетических недостатков или, напротив, совершенств. <...> Великий бестселлер может быть хорошей книгой, а может и не быть, но в нем всегда — всегда! — присутствует некоторая магия. И это связано в том числе с уникальной особенностью книжного рынка: традиционные методы раскрутки и рекламы на нем не работают».

Сергей Лебеденко