• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В голос

Для тех, кто говорит, что настоящая поэзия закончилась в прошлом веке, у нас есть новость: поэзия жива, молода и подчас очень сильна. И мы говорим сейчас не только о тех, чьи книги можно найти на полках магазинов, а подборки – в толстых журналах. Количество авторов, публикующихся в сети, огромно, и хотя далеко не всё их творчество можно назвать громким словом «поэзия», количество бриллиантов чрезвычайно велико.

Движение #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ

Однако не текстом единым живы стихи, но и голосом. Поэзия выходит на улицы, проникает в места, прежде отданные только музыке – в клубы и бары, собирается у памятников, возвращается на театральную сцену, прячется на территориях заводов. Сильным стихам всё равно, где звучать.

Основы этого мира просты. Поэт – тот, кто пишет стихи и имеет достаточно смелости, чтобы выйти на сцену. Других критериев разделения поэта и не-поэта в этом мире не существует, и хотя только время может показать, кто из них окажется достоин этого имени, происходящее здесь и сейчас важно само по себе, поскольку поэзия всегда остро реагирует на пульс всей литературы и социальной жизни.

Количество поэтов в столице не поддаётся счёту, и, как и во все времена, они объединяются в группы и движения, потому что, как известно, один в поле не воин. У этих движений чаще всего есть идеологи: люди, задающие концептуальные рамки, организующие встречи, концерты, фестивали. Люди, которые помогают другим прозвучать, заявить о себе. Мы поговорили с организаторами самых крупных поэтических площадок Москвы, чтобы узнать, как работают скрытые от глаз зрителей и слушателей механизмы литературного процесса столицы.

 

Знакомимся: поэтические мероприятия и их организаторы

Всех организаторов поэтических мероприятий объединяет стремление разделить своё и чужое творчество с другими, но причины и пути их попадания в литературу различны.

Так, Влад Маленко, поэт, режиссёр Московского театра поэтов, идеолог и организатор крупнейшего поэтического фестиваля страны «Филатов Фест» говорит, что «выступал всю жизнь: на подводных лодках, в студенческих лагерях, на войне в горах, в лазаретах, тюрьмах, шикарных ресторациях и школах», а, в конце концов, стал автором и режиссером в Театре на Таганке, который «всегда интересовала поэзия, её воплощение, новые формы».

Влад Маленко – руководитель «Театра поэтов Влада Маленко» и организатор «Филатов Феста»

«Мы все время придумывает что-нибудь необычное. Мы ведь много ездим. Вот недавно в Хабаровске я на площадку вывел парня. Говорю: «Ты чего-там обсуждал на заднем ряду? Давай всем расскажи!» И он так классно зарубил Пушкина, что зал просто взорвался!»

И вот с 2012 года он успешно организует поэтические вечера, представления и спектакли, которые уже вышли за пределы театра и звучат по всей Москве. Теперь Московский театр поэтов – это «поэтическая лаборатория, которая работает над разными проектами и параллельно становится лифтом для хороших авторов. Чтобы не маргинальностью пахло, не отстоем и беспросветной унылой тоской, а резкими красками».

Антон Кобец,  студент Литературного института и глава культурного проекта «Жемчужный век» говорит, что «совершенно не знал о событиях и течениях современной поэзии до поступления в Литинститут».

 Антон Кобец и Алена Филина – организаторы проекта «Жемчужный век»

 

«В мартовский вечер ничего не предвещало проблем. Единственно новым был для нас клуб, но в целом всё как всегда. Собирался народ. Знакомые и незнакомые, но безалаберный администратор поставил два мероприятия на один день. Нам надо было уйти. Сейчас уже трудно сказать, кто предложил пойти на Арбат, но спасибо ему. Это был лучший способ разрулить ситуацию. Пошли, конечно, не все собравшиеся. Но те, кто пошли, не пожалели. Мы буквально светились энтузиазмом. И, несмотря на совсем не весенний холод, мы простояли около памятника Окуджаве несколько часов. Вокруг нас собралась толпа, все мёрзли и слушали стихи. Постепенно люди из народа тоже стали читать, все смешались, это было какое-то необычайное единство».

У него даже мысли не было о том, что проектов, подобных его собственному, может быть несколько. И он решил: «Был век серебряный, был золотой. А я создам жемчужный, свой…» всем назло. Почему «жемчужный»? Антон отвечает:

– Мы целенаправленно отказываемся от «металлической» шкалы. Поэтому нами был выбран минерал, связанный с водой как с символом обновления. Одна из основных идей «Жемчужного века» – перезагрузка русской культуры в целом. Конечно, мы не собираемся, подобно футуристам, сбрасывать кого-либо с парохода современности. Однако, со всем уважением к традиции, почитая ее наследие, мы начинаем с нуля. Реалии современного мира призывают нас не писать каких-либо определённых манифестов и быть лояльными к искусству во всём его многообразии. Неважно, что вы делаете: граффити или картины в духе Ренессанса; рэп или поэзию; романсы или бардовскую песню. Главный критерий – качество.

Алёна Филина , соорганизатор Жемчужного века, стала фото-летописцем этой истории, и теперь регулярно снабжает зрителей и участников мероприятий фото-контентом, поскольку «начала задумываться о том, что часть этих людей может войти в историю».

А вот Лана Сергеева, поэтесса и организатор «Салона Изящных Искусств», долго наблюдала за полем поэтических мероприятий Москвы и нашла их несовершенными. Её собственный опыт в PR и организации вечеринок помог ей выйти за пределы существующих на 2013 год форматов сценической поэзии, включающих в себя преимущественно концерты и баттлы.

Лана Сергеева – организатор «Салона Изящных Искусств»

 

«Самый необычный гость салона – Саша Брайт, ведущий ТВ-канала «Пятница». С первого раза мы его не приняли в свои ряды, потому что он прочёл набор плохо зарифмованных и несвязанным между собой слов. Но со второго раза – да, зацепил».

– Со сцены лился мат, поэты читали с электронных или бумажных шпаргалок, фото и видео-отчеты делали любители – друзья организаторов. И я решила, что сделаю драйвовее, зрелищнее и совсем в другом векторе, – говорит Лана, – Миссия «Салона» – в рождении и популяризации концептуально нового искусства, свободного от жанров и других рамок. Мы заменим собой «голубые огоньки» в телевизоре. Но не такой же попсой, а ломаными ритмами, космической музыкой, танцами и перформансом. Мы делаем модным искусство «для умных».

Из схожих мотивов исходит Alex Keeper, глава крупного сетевого – и не только – движения #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ.

 Alex Keeper – организатор проекта «#ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ»

 

«Самого яркого гостя не буду выделять, чтобы никого не обидеть. Были интересные гости и выступающие. Самое яркое мероприятие – День Рождения Высоцкого – было организовано для двухсот человек в доме-музее Высоцкого. Каждую зиму я даю свой сольный концерт ко дню рождения, в этом году даже от этого отказался, чтобы провести юбилей Высоцкого. Это мероприятие позволило мне стать профессиональным организатором».

– Мне не нравится практически ни одна музыкально-поэтическая площадка в Москве, – говорит Alex, – Мне хотелось сделать мероприятие, на которое мне бы самому хотелось пойти и как зрителю, и как выступающему. Я так всегда оцениваю мероприятия. Ещё я как человек романтический и любящий Сергея Александровича Есенина, смотрю на «Пегас»[1] и другие прекрасные вещи того времени, и мне хочется сделать что-то подобное. Чтобы люди приходили и могли уйти от всего этого серого и рутинного в созданный мир.

Сейчас проект #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ объединяет в себе множество форматов: от небольших закрытых квартирников, куда может попасть только узкий круг знакомых, до больших мероприятий, вроде 80-летия Высоцкого. Проект основан на простой и понятной идее: «Концепция в том, чтобы создать среду общения единомышленников, с которыми было бы интересно взаимодействовать, общаться, которые бы думали как ты, чувствовали как ты».

Андрей Медведев, совместно с поэтом Алексеем Теплухиным учредивший литературную студию ШАР, тоже успел повидать множество площадок, прежде чем основать свою.

 Андрей Медведев – организатор творческой студии «ШАР»

 

«Из интересного – с нами периодически катается и выступает на наших вечерах актёр Театра на Таганке Эрвин Гааз, мой хороший друг. Также помню выступление студии в Вялках, там был битком местный дом культуры и это были обычные люди разных возрастов. Очень тепло нас приняли и не хотели отпускать. И, конечно, очень авантюрно, но, как оказалось, оправданно получился поэтический фестиваль в Краснодаре, который мы организовали при помощью нашей участницы Светланы Гончаренко».

– Меня и моих будущих соратников возмущала ситуация с платой за собственное выступление. Мы считали это унизительным, что с поэта берут деньги за то, что он будет читать стихи, – говорит Андрей, – К тому же мы понимали, что необходимо движение, что дальше этих салонов и кабаков не уйдём, если не будем развиваться, так как все эти места устроены по примерно одним принципам. И мы оторвались от этого и объединились.

 Андрей считает, что необходимо идти к людям, а не ждать, пока они придут к тебе, устраивать представления на разных площадках и в других городах, искать своего слушателя.

– Мы своего рода передвижники, – заявляет он, – Хочется создать здоровую атмосферу для зарождения творческой тусовки, из которой вырастут новые Бродские и Маяковские.

Многие поэтические проекты и объединения рождаются спонтанно и обретают идею уже в процессе существования. Организатору серии поэтических вечеров «Стиховщина» в арт-пространстве «Флакон» Моне Чаттабокс «просто захотелось собрать всех знакомых поэтов в одном месте, под одной крышей – почитать стихи, пообщаться и в творческой обстановке провести время», а в итоге поэтические вечера на Флаконе стали традицией.

 Моня Чаттабокс – организатор проекта «Стиховщина»

 

«На мой взгляд, у нас нет обычных гостей, каждый гость у нас по-своему уникален и необычен. Мы пытаемся так подобрать лайн-ап, чтобы охватить все стороны запредельного. Есть у нас и поэты, которые пишут на любовные темы, есть и те, которые пишут на темы социальные. Мы хотим создать такой коллаборейшн, чтобы каждый мог найти что-нибудь интересное. Что касается происшествий, то однажды летом, когда мы делали Стиховщину на открытом воздухе, у нас подрались два поэта. Причём весовые категории были настолько разные, что мы очень испугались, благо ни один из них не злоупотреблял силой».

Так же спонтанно родилась идея проекта #птицапоэта. Его основатель, Инна Медведун, считает, что «поэзия приобретает новый объём и звучание тогда, когда сопровождается живой музыкой и поэтическим представлением».

 Инна Медведун – организатор поэтических вечеров «#птицапоэта»

 

«Самое яркое…Мы проводили #птицупоэта в музее Москвы при поддержке зимнего фестиваля Seasons «Сны о Москве», а также все наши благотворительные мероприятия».

Инна говорит:

– В настоящее время можно констатировать большой спрос на классическую и современную поэзию. Клубная поэзия Москвы стремительно развивается, привлекая к себе все больше слушателей и почитателей. #птицапоэта идёт в ногу со временем, не отстаёт от современности, формирует традиции подачи поэтического текста. Помимо всего прочего, вечера #птицыпоэта притягивают к себе талантливых, молодых стихотворцев, которые в доступной форме доносят смысл не только своих произведений, но и тех, которые вошли в учебники по русской литературе. Мы не боимся экспериментов и предоставляем авторам и чтецам творческую свободу, за исключением ненормативной лексики.

Миссию проекта Инна видит в просвещении и популяризации современной поэзии.

Ту же цель преследует Алексей Моисеев, поэт, музыкант и глава «Общества Безоговорочно Единых Литературой, Искусством (и) Современной Культурой», или кратко – «О.Б.Е.Л.И.С.К.».

 Алексей Моисеев – организатор проекта «О.Б.Е.Л.И.С.К.» (Общество Безоговорочно Единых Литературой, Искусством (и) Современной Культурой)

 

«Каждый автор уникален и необычен по-своему. Думаю, неправильно будет кого-то выделять. В основном вечера проходят гладко, но пару случаев все же не обошли и нас стороной. На концерте известного питерского музыканта Кирилла Комарова в зал буквально врываются полицейские, что-то выясняют у администрации заведения и минут через десять покидают его стены. В зале этот в это время была просто полнейшая тишина. Второй случай был скорее комичным. Вообще я люблю экспериментировать, и за шесть лет существования нашего творческого объединения вечера проходили на совершенно различных площадках. Так вот... Зима. Рюмочная. Вечер поэзии. И два автора, валяющихся в снегу около заведения. Как потом выяснилось, подрались ребята из-за того, что один из них посчитал, что второй читает Есенина неправильно».

Идея его проекта – «дать возможность быть услышанными молодым авторам, а наиболее талантливым – дать возможность выступить на одной сцене с уже известными авторами». Другая функция проекта – популяризация поэзии, и О.Б.Е.Л.И.С.К. выполняет её как должно. Доказательство этому – звание лауреата, данное проекту в рамках конкурса имени Н.А. Некрасова «СЕЯТЕЛИ», который проводился при поддержке Союза писателей Москвы, за достижения в сохранении и приумножении культурного наследия России, просветительскую деятельность, проведение концертов и творческих вечеров, выявляющих и поддерживающих талантливых авторов в Москве и за ее пределами.

Современная поэзия успешно сосуществует не только с музыкой и визуальными искусствами, но и с другими областями социальной жизни. Так, деятельность команды That’s Us не ограничивается поэтическими и музыкальными событиями: они работают со студенческими организациями, благотворительными организациями и культурно-развивающей ценностью молодого сообщества в целом.

– Становление будущего и талантливые и смелые ребята, создающие его, являются для нас важным мотиватором, – говорят Иван Тимошин и Ксения Нестерова, участники команды организаторов проекта.

 Ксения Нестерова – участник команды проекта «ThatsUs»

 

«Каждое событие That’s Us по-своему особенное. Нет, правда! Все благодаря гостям и участникам – они делают эти вечера. Однако несколько очень интересных событий, которые особенно запомнились, у нас было. Например, у нас со своими произведениями выступал Кирилл Романовский, военкор, лично прошедший горячие точки. А однажды мы познакомились с поэтессой, которая в преддверии 9 мая вышла на сцену со стихотворениями своего дедушки, участвовавшего в военных действиях».

– Мы озабочены тем, что происходит в современном молодежном сообществе, особенно на региональном уровне. Потерянное детство, приверженность к маргинальному становлению, поддержка депрессивных настроений, алкоголь, отсутствие целей в жизни… Миссия проекта “That’s us” – поддержка культурного развития и самореализации современной молодежи. Сегодня мы помогаем поэтам, музыкантам, художникам и другим российским артистам не просто заявить о себе, но и изменить привычное представление о том, как живет и мыслит современное общество. Мы создаем проекты и мероприятия, способные создать комьюнити для обсуждений, самовыражения, развития творческих навыков, собственного стиля и формирования жизненной цели.

Однако маргинальность волнует и пугает далеко не всех. В андеграунде обитают и объединяются люди, форматы творчества которых не позволяют им прозвучать на открытых площадках.


 Ваня Тимонов, организатор проекта ЛИТ-БАНКЕТ

«Каждое мероприятие у нас случается какой-нибудь яркий инцидент разной степени приятности, это всё не перескажешь. Был незнакомый никому посетитель, который во время выступлений кричал нам, чтобы мы читали что-нибудь талантливое. После мероприятия мы надавали ему оплеух и отпустили восвояси».

Подпольная миссия проекта ЛИТ-БАНКЕТ «в том, чтобы люди, пришедшие на мероприятие, просто с гигантским кайфом провели время. Причём это касается и организаторов, разумеется».

Существует еще такой отдельный формат творческого взаимодействия, как поэтические конкурсы. Поэт и студент магистратуры «Литературное мастерство» Илья Наумов привёз с собой из Петербурга идею Чемпионата поэзии имени В.В. Маяковского, учреждённого в северной столице поэтом Джамилем Ниловым, и успешно провёл его первый сезон в Библиотеке имени Достоевского. Чемпионат включает в себя не только выступления с собственными произведениями, но и театрализованные перформансы, экспромты, поэтические переводы и многое другое.

 Илья Наумов – организатор «Чемпионата поэзии» в Москве

 

«Да у нас на каждом этапе горячо. Вот 27 мая финал прошел, так ведь такое чудо было. Все восемь участников со своим стилем, со своими фишками – победителя предсказать было просто невозможно. И отставание второго места от первого в итоге всего в один балл! Ну, разве не горячо?»

– Мы пытаемся дать шанс каждому поэту показать себя сразу в нескольких конкурсах, проявить многоплановость, – рассказывает Илья. – Это не исключительно поэтическое состязание, где вы присылаете или зачитываете энное количество текстов, и на основании этого выбирается победитель. На Чемпионате необходимо уметь подавать свои тексты, причем порой весьма оригинальным способом. Мы даем участникам попробовать все, и при этом попробовать абсолютно бесплатно – цензов у нас нет ни финансовых, ни возрастных, ни каких бы то ни было еще.

Кто выступает и кто слушает

Кто же ходит на подобные мероприятия, кто его участники и слушатели? В большинстве проектов, за исключением, пожалуй, конкурсов, рано или поздно формируется определенная группа постоянных участников.

– Костяк Лит_банкета – преображенское подполье, четыре человека-паровоза. Все, в той или иной степени, маргиналы, живут с родителями. Потом начали прилепляться новые участники, кто-то даже задержался. Это всё поэты, которым некуда идти, вот мы им и даём кров, – рассказывает Ваня Тимонов.

А Антон Кобец и Алена Филина придерживаются другого мнения:

– Один из столпов нашего проекта является открытость. Мы наблюдали и наблюдаем за проектами, которые превращаются в «семью». Поначалу это кажется замечательным, хотелось добиться того же, но постепенно видишь, как «посторонние» участники чувствуют себя не в своей тарелке, понимая, что к «ядру-семье» не подступиться.


Проект That’s Us

Как поэтические вечера находят своих слушателей? Моня Чаттабокс рассказывает, что на мероприятиях бывает «публика весьма разнообразная, это и друзья выступающих, и случайно пришедшие и оставшиеся».

– Круг очень разный, – подтверждает Alex Keeper, – К нам вот буквально вчера пришли школьники в большом количестве, чтобы послушать друзей своих. К нам также приходят и представители общественных организаций. Их я приглашаю, чтобы у выступающих ребят была возможность роста. Например, когда проводился «Воспитатель года», там были многие участники нашего проекта.

Есть, конечно, круг лиц, которые стабильно и периодически приходят на наши вечера и концерты, но по большей части это аудитория, пришедшая по рекламе», – рассказывают Иван Тимошин и Ксения Нестерова.

Различные мероприятия предлагают слушателям выступления  поэтов и музыкантов, живую музыку, на последнем мероприятии проекта #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ, например, выступал джазовый оркестр. Некоторые – радуют необычными форматами. Так Лана Сергеева говорит, что «разгадала тайну «Игры в бисер» Германа Гессе», и предлагает в нее сыграть.

– Учитывая неоднородность нашего состава, по направлениям, по опыту в сценической жизни мы немного напоминаем ярмарку, где можно «и себя показать и на людей посмотреть, – так описывают вечера «Жемчужного века» Антон Кобец и Алена Филина.

Инна Медведун на вечерах #птицапоэта предлагает слушателям «погрузиться в мир классиков и послушать мелодекламацию», а студия «Шар» организует творческие форумы.

Мы отличаемся от других проектов «атмосферой цыганского табора, у нас никогда не бывает тихо, читающий должен перекрикивать толпу», –  рассказывает Ваня Тимонов.

Многообразие идей, форматов и личных «фишек» поражает, зрителям есть что посмотреть, а слушателям – что послушать. А если захочется выступить?

Как попасть на сцену

Насколько «поэтическая тусовка» закрытая? Может ли на таком вечере выступить любой желающих или это мероприятия только «для своих»? Мы спросили организаторов: как к ним попасть новичку? Оказалось, что отправить заявку может каждый, и ее рассмотрят. А вот критерии отбора могут быть очень разными, где-то их и вовсе нет:

 – Мы, разумеется, видим качество творчества новопришедших, но на данный момент не считаем себя вправе отсеивать участников. В данном вопросе мы более чем демократичны, – говорят Антон Кобец и Алена Филина.

Лана Сергеева перечисляет определенный список требований к кандидатам:

– Качественный, новый по посылу и форме текст, плюс харизма в его подаче, это если о поэтах. Вокалисты присылают демки, комики и танцоры — видео.


Движение #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ

– Главный критерий, наверное, это когда внутри есть отклик на творчество. Поэт – он же не только о рифмах, – делится Инна Медведун.

На некоторые мероприятия попасть в качестве выступающего особенно сложно, например, Иван Тимошин и Ксения Нестерова предупреждают:

– У нас уже сформировавшийся пул авторов, однако мы часто получаем заявки от новых талантливых поэтов и музыкантов. Мы также постоянно находимся в поисках свежих идей и новых имен. Как таковых критериев отбора поэтов у нас нет. Но нам очень важны наши гости и слушатели, поэтому мы не допускаем политических, религиозных тем и ненормативной лексики.

На многих поэтических вечерах ближе к концу устраивают открытый микрофон для всех желающих. Ну и, конечно же, на любом поэтическом мероприятии всегда рады слушателям.

Польза «сарафанного радио» и кто за все это платит

В большинстве случаев звучащие со сцены стихи бесплатны и для зрителей, и для самих поэтов. С вопросом финансирования мероприятий организаторы справляются по-разному.

– Я ухитряюсь, как ласковый теленок, искать вымя. И стучусь во все двери, кроме откровенно гнусных. Мне удалось впервые в истории выбить под поэтов ставки в департаменте культуры. До меня такого никто не делал, – делится Влад Маленко.

Но большинству организаторов поэтических мероприятий найти источник финансирования не удается, и тогда им приходится делать выбор: брать или не брать деньги со зрителей и выступающих.

Мы ничего не берём с посетителей, – говорит Ваня Тимонов, – Аренду нам всегда давали бесплатно. Один раз просили 500 рублей за уборку, но мы сами всё убрали.

И действительно, найти кафе или бар, готовые предоставить площадку бесплатно, можно почти всегда, но как быть с фотографом, оператором или звукорежиссером?

– Можно найти студентов или любителей, но и выйдет тогда по-любительски. А профессионала от любителя отличает то, что первый не работает бесплатно. Я зову еще не зазнавшихся, но талантливых ребят. Расходы на команду финансируют зрители и частично участники, – так решает эту проблему Лана Сергеева, и добавляет, – С осени мы переходим на новую систему сотрудничества – открытый договор. Мы размещаем на сайте все сторонние успехи наших артистов, пиарим именно их стихотворения, треки, записываем видео-интервью, профи аудио совмесок, платим гонорар. Вероятно, поначалу это будут небольшие деньги, для нас принципиально важен сам подход.


Студия "Шар"

Некоторые мероприятия их организаторы проводят на личные средства.

– Весь прошлый год я финансировал проект из своего скромного кошелька, работал, чтобы это детище прокормить, – делится Alex Keeper, – стоит заметить, что вход на мероприятия этого проекта до недавнего времени был бесплатным как для участников, так и для зрителей.

Таким образом, выходит, что все поэтические мероприятия – дело не коммерческое и, если с кого-то и берут деньги за вход, то исключительно для того, чтобы покрыть расходы на звук, фото и видео.

Еще один сугубо технический вопрос – это вопрос рекламы, в нем большинство организаторов оказались единодушны.

– В основном соцсети, и конечно самое лучшее в мире сарафанное радио, – рассказывает Андрей Медведев.

– Всеми возможными бесплатными способами. Например, даем интервью для «Многобукв», – смеется Илья Наумов и для большинства поэтических проектов дело обстоит именно так.

А Антон Кобец и Алена Филина дают развернутую инструкцию:

– Как мы уже упоминали, нашей движущей силой стало сарафанное радио. Это приходит не сразу. Популярные участники, получающие уйму предложений выступить чуть ли не каждый день, скорее всего, даже не смотрят в группы, в которые их приглашают. Поэтому надо писать в личку. Это, как минимум, более вежливо и тебя скорее запомнят. Далеко не факт, что сразу придут. Но если придёт значительный участник и ему понравится, то это можно воспринимать как то, что лёд тронулся. Он приведёт с собой друга. Так пойдёт эхо.

Искусство или шоу-бизнес

Сейчас поэзия наравне с музыкой вышла на сцены баров и клубов. Возникает закономерный вопрос: что есть современная звучащая поэзия – все еще искусство или уже шоу-бизнес?

– Если поэзия станет шоу-бизнесом, то главной поэтессой станет Ольга Бузова. Ни в коем случае этого не должно произойти, – заявляет Моня Чаттабокс.

И Андрей Медведев ее поддерживает:

– Поэзия – вещь интимная, она не может быть шоу бизнесом. Это искусство с большой буквы «И». Поэзия – это как джаз, для тех, кто понимает и принимает.

– Искусство не может быть шоу-бизнесом. Шоу-бизнес это шоу, а искусство… Оно может быть красиво преподнесено, сделано шоу, но это очень сложно, – добавляет Alex Keeper.

Алексей Моисеев напротив, считает, что «в первую очередь – это шоу. Иначе никак. Автор должен уметь достучаться до слушателя. И с каждым годом, с каждым новым поэтом и музыкантом – это сложнее».

– Это шоу-бизнес с большим акцентом на искусство, – рассказывают Иван Тимошин и Ксения Нестерова, – Участники нашей команды – живой пример того, что монетизация и по-настоящему «красивое» идут рука об руку.


Филатов фест. Фото: Иван Филимонов.

Советы и пожелания

Напоследок мы попросили организаторов поэтических мероприятий Москвы дать совет или просто сказать что-нибудь всем любителям современной поэзии и участникам творческого процесса.

– Надо книжки читать, мальчики-девочки! Надо знать, кто такой был Гомер, Софокл, какие басни писал Херасков, чем Лермонтов жил, откуда Цветаева сюжеты брала и о чем с Рильке переписывалась. Заслужить надо ужин со стихами, ребятки, – ответил нам Влад Маленко.

И Моня Чаттабокс его поддержала:

– Всем любителям современной поэзии я бы пожелала уметь отделять зёрна от плевел. Потому что не всё поэзия, что рифмуется, особенно сейчас, когда каждый второй величает себя поэтом. Поэзии становится как мёда в ульях, но не всегда качественного. Обязательно надо быть знакомым с творчеством наших классиков, наших светил, и тогда каждый сможет сделать правильный выбор.

А Илья Наумов пригласил всех на следующий Чемпионат поэзии:

– Приходите бороться на Чемпионат, ну, и на всякие другие классные мероприятия. Будем читать, будем выносить поэзию в массы, будем вместе показывать, что лирике еще рано умирать.

И только Ваня Тимонов сказал:

– Ничего хорошего.


Салон Изящных Искусств

Тем не менее, теперь очевидно – поэзия вполне себе жива, и наши беседы неплохо показывают вектор ее сегодняшнего развития. Сценическая поэзия ещё не так активно звучит по радио и телевиденью, но, возможно, и она близка к тому, чтобы занять свое место в ряду сверхпопулярных явлений массовой культуры. Сила звучащей литературы в том, что она способна оказаться между выставкой, музыкальным концертом, перформансом, театральным представлением и просто вечеринкой.

А пока – поэтическая жизнь бьет ключом и в нее никогда не поздно окунуться, особенно после того, что мы выяснили: больше всего поэтическим мероприятиям не хватает зрителей. Присоединяйтесь.

 


[1] В двадцатые годы прошлого века в доме № 37 по Тверской улице в Москве находилось кафе «Стойло Пегаса», представлявшее собой литературный клуб, в котором обосновался «Верховный Совет Ордена Имажинистов» — Есенин, Мариенгоф, Ивнев, Шершеневич.

Алексей Колесниченко

 

 
Анастасия Фрыгина


 

 
Ваня Тимонов

 

 
Илья Наумов

 

 

Антон Кобец и Алена Филина – организаторы проекта «Жемчужный век»

 

«В мартовский вечер ничего не предвещало проблем. Единственно новым был для нас клуб, но в целом всё как всегда. Собирался народ. Знакомые и не знакомые... Помимо наших участников было много девушек интересной ориентации. По началу, мы думали, что это просто гости заведения или зашли к нам, но вскоре мы выяснили, что у них тут специфическая закрытая вечеринка. Безалаберный администратор поставил два мероприятия на один день. Агрессивные девушки даже и не думали о чём договариваться. Нам надо было уйти.  Сейчас уже трудно сказать, кто предложил пойти на Арбат, но спасибо ему. Это был лучший способ разрулить ситуацию. Пошли, конечно, не все собравшиеся. Но те, кто пошли, не пожалели. Мы буквально светились энтузиазмом. И, несмотря на совсем не весенний холод, мы простояли около памятника Окуджаве несколько часов. Вокруг нас собралась толпа, все мёрзли и слушали стихи. Постепенно люди из народа тоже стали читать, все смешались, это было какое-то необычайное единство».