• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роман Лейбов: Освоение новых жанров всякий раз приводит к взрыву творческих усилий

Филолог, сетевой обозреватель, один из пионеров рунета и член жюри премии «_Литблог» Роман Лейбов рассказал «Многобукв» о будущем бумажных книг, коллаборативных проектах и своем отношении к Facebook.

Роман Лейбов

Роман Лейбов
Фото из личного архива Романа Лейбова

Вы начали вести страницу в «Живом Журнале» еще в 2001 году, когда понятия «блогер» толком не существовало. А вы сами считаете себя блогером или видите в этом слове негативные коннотации?

Вижу, ох вижу. Но продолжаю считать. Хотя и безосновательно.

Читаете ли вы каких-либо блогеров на регулярной основе? Как вы считаете, просматривается ли конфликт между блогосферой и профессиональной журналистикой?  

Регулярно не читаю, заглядываю в записи своих друзей раз в неделю примерно. Конфликта нет, есть сращивание, по-моему.

Сейчас блогеров пруд пруди, они пишут о чем угодно и обитают на самых разных платформах, но «Живой Журнал» – далеко не самая популярная из них. Почему вы продолжаете писать именно там?  

Из сентиментальных соображений.

Осенью 2016 года вы удалили свою страницу в Facebook, вернувшись к «Живому Журналу». Причиной, насколько известно, послужило несогласие с политикой цензуры. Расскажите об этом поподробнее. Что именно побудило вас принять столь решительные меры?  

Мне не нравится отношение сервиса к пользователям: оно примерно такое же, как у кита к составляющим планктон организмам. Не то чтобы я полагал себя Моби Диком, и я прекрасно понимаю экономический смысл этой модели отношений, но мне она неприятна. Грубо говоря: согласен красить забор забесплатно, но не готов к тому, что мне при этом выкатят штраф за прогулы.

Как вы считаете, изменилась ли с того времени ситуация? Ведь многие публичные люди используют свою страницу в Facebook в качестве площадки для дискуссий, не испытывая никаких проблем с цензурой.

Вообще-то фейсбук опубликовал правила, согласно которым нельзя написать, например, «Я не люблю Петросяна». Честное слово, так и написано: запрещается не любить кого-нибудь. Может быть, публичным людям и разрешено, а может, они, публичные, всех любят. Так или иначе, я не думаю, что это – свобода высказывания.

Как вы относитесь к Telegram? Сейчас это крайне популярная платформа, не возникало ли у вас желания создать свой канал? 

Я подумаю об этом.

Вы по праву считаетесь пионером русского Интернета. Вам нравится то состояние, в котором сейчас пребывает ваше, если так можно выразиться, детище?  

Ну нет, какое детище?! Какие пионэры? Какое право? Состояние интернета мне нравится: народу много, много ресурсов, всюду жизнь. Мне всякое другое не нравится, но как сказано в старом анекдоте: вам не нравится советская власть, но зачем вы начинаете с нашей парикмахерской?

Интернет всегда интересовал вас в большей степени как игровая площадка. У вас не возникает ощущения, что правила игры изменились? Сейчас деятельность людей в Интернете пытаются контролировать, но возможно ли это на практике?  

Конечно. Уже три года назад мои знакомые признавались, что не решаются ставить «лайки» под некоторыми записями, не говоря уж о прямом выражении согласия. Это и есть контроль: он не достигается техническими средствами, но вполне достижим с помощью социальной инженерии. Правила игры не поменялись, поменялись игроки. Они скисли.

Один из ваших проектов – гипертекстовое интерактивное произведение «РОМАН». Это своеобразный эксперимент в форме литературной игры, по условиям которой люди пишут текст, продолжая друг за другом главы произведения. Вы следите за эволюцией ваших идей? Есть ли сейчас в русском сегменте Интернета проекты, которые кажутся такими же оригинальными, каким в конце 90-х был «РОМАН»? 

Если честно, мне бы совсем не хотелось об этом говорить. Это какие-то старые истории, кажется, уже никому не интересные сегодня. Я про «РОМАН», а не про коллаборативные проекты, которые, конечно, очень удобны технически – мы с Олегом Лекмановым и Ильей Бернштейном пишем все наши комментарии к детским книжкам в среде Googledoc – и это замечательно и мало чем отличается от техники совместного сочинения историй, хотя, по сути, относится к совершенно другому полю.

В наши дни инструментарий Интернета фактически неисчерпаем. Нет ли у вас в планах работы над новым игровым проектом, ведь сейчас потенциальная аудитория значительно шире?

Есть, но это будет не вполне игровой проект, он будет сочетать игру и исследовательские задачи. Я очень надеюсь его додумать и запустить.

Интернет не обошел стороной и литературу. Как вы считаете, есть ли будущее у бумажных книг, или в скором времени электронный формат возобладает? 

Как постоянный читатель электронных книг я очень надеюсь, что они все же усовершенствуются (покуда их развитие затормозилось, нет ни цветных чернил, ни больших форматов) и станут удобнее. Бумага, конечно, в конце концов отомрет совсем, но это – не дело ближайшего будущего.

Вы говорили, что Сеть – это особый питательный раствор, живая и подвижная языковая среда, стимулирующая творческий процесс. Не думаете ли вы, что чем шире разрастается Интернет, тем стремительнее он утрачивает именно это свойство? 

Ну, вообще говоря, любая коммуникативная среда стимулирует творчество. Конечно, по мере слияния с реальностью, интернет теряет свойство провоцировать инновации. Но освоение новых жанров всякий раз приводит к взрыву творческих усилий публики. Так было с блогами, с социальными сетями, со влогами.

Каким вы видите будущее русского Интернета?

Как говорил один видный государственный деятель, прошлое его удивительно, настоящее прекрасно, а будущее лучше, чем может себе представить самое пылкое воображение. Все будет хорошо. Рано или поздно.

Если вы хотите побороться за звание лучшего книжного блогера, пишущего о современной русской литературе, то не упустите шанс подать заявку на участие в премии _Литблог! Сделать это можно до 30 сентября по адресу электронной почты info@bigbook.ru. Вся информация о премии доступна на сайте bigbook.ru, а также на сайте магистерской программы «Литературное мастерство» и «Многобукв».

Сергей Лебеденко

 

 
Денис Банников