Телеграм: инструкция по применению
Итак, вы решили стать телеграм-блогером. Что делать?
- Не гнаться за аудиторией. Пишите для себя, друзей, знакомых; так вы поймете, о чем вам писать интереснее, и разработаете свой особенный стиль письма, свой «голос», который ценят читатели.
- Связанный с предыдущим пункт: найдите свою фишку. Что отличает вас как автора блога от остальных? Какие книги вас интересуют? Какие темы? И что вам нравится делать с книгами — писать разгромные рецензии, изучать советское наследие, сопоставлять мемуары? Все это будет интересно, если это — ваша история.
- Развиваться. Автор, который не развивается, не открывает для себя нечто новое, читателю быстро наскучит. Гораздо интереснее следить за чьими-то приключениями (реальными или виртуальными), чем погружаться в бездну самокопания блогера, который варится в собственном соку и не смотрит по сторонам.
- «Нужно постоянно читать не только ту литературу, о которой блогер пишет, но и углубляться в сам предмет литературной критики и либо жанровых особенностей, либо отрасли, к которой она относится. Иначе читатель вырастет, поумнеет, а автор останется там, где его нашли»— Марк Марченко, автор канала «Вам, чтецам».
- Общаться с аудиторией. Недавно на своей лекции в библиотеке имени Чехова Галина Юзефович назвала телеграм-блогеров «аутичными зайчиками» — в Telegram меньше способов отслеживать реакцию аудитории, чем в соцсетях. Нет ни лайков, ни комментариев, единственная доступная нам цифра — число подписчиков.
- Выход? Общайтесь сами! Сегодня бот умеет делать доступным любой пост, а также «прикрутить» кнопку реакций на ваш пост. Можно интересоваться запросами самой аудитории: что интересно читать вашим подписчикам? Кстати, а кто они? Откуда? Эта информация позволит понять, как выглядит ваша аудитория, как вам хотелось бы, чтобы она выглядела, а главное — в какую сторону развивать канал.
- Хорошо работают розыгрыши и интерактивные игры с пользователями. К примеру, я вывешивал в канале случайную фотографию из телефона и предлагал подписчикам сочинить на ее основе историю: в ответ получил несколько отличных этюдов.
И очень важно — не ограничивать себя рамками Telegram
«Мы зависим от платформы Telegram: на ней до сих пор нет универсального решения для сбора отзывов или комментирования записей. Кто-то пойдет дальше и решит ради этого выйти за рамки Telegram, кто-то будет пользоваться тем, что есть. Самым интересным станет тот, кто научится своевременно и качественно брать у своих читателей обратную связь» — Марк Марченко, автор канала «Вам, чтецам».
Сегодня есть несколько популярных платформ, которые станут отличным местом для ваших публикаций. К ним относятся Medium, Яндекс.Дзен, блог-платформа syg.ma, встроенный редактор ВК. Куда податься в первую очередь? Ваш выбор. У каждой платформы своя специфика и свои особенности; пока наибольший охват обеспечивают ВК и Яндекс.Дзен.
И еще: не бойтесь писать длинные тексты. Если текст написан интересно, читатель всегда будет его читать. Но стоит помнить о том, что мы пишем тексты для людей, которые в любой момент могут отвлечься на другое окошко или вкладку; поэтому важно разбавлять текст иллюстрациями, ссылками, видео и любыми другими медиа-материалами, которые помогают дополнить текст и облегчить читателю его восприятие.
Если вы хотите побороться за звание лучшего книжного блогера, пишущего о современной русской литературе, то не упустите шанс подать заявку на участие в премии _Литблог! Сделать это можно до 30 сентября по адресу электронной почты info@bigbook.ru. Вся информация о премии доступна на сайте bigbook.ru, а также на сайте магистерской программы «Литературное мастерство» и «Многобукв».
Автор телеграм-канала «Книги жарь»