• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как мы пишем

Писатели  о литературе, времени, о себе
Составители А. Етоев, П. Крусанов
Издательство «Азбука», «Азбука – Аттикус», 2018
Рецензия Тамары Герасименко


© «Азбука»

О чем

Идея сборника «Как мы пишем» отнюдь не нова. В 1930 году в Ленинграде «Издательство писателей» выпустило сборник под аналогичным названием. В нем авторы, среди которых Максим Горький, Андрей Белый, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Юрий Тынянов, Виктор Шкловский  и другие в вольной форме отвечали на вопросы, предложенные издательством, параллельно рассказывая о себе, своих книгах, взглядах на литературу и литературный процесс.

«Как мы пишем» нашего времени – история, в чем-то похожая на своего исторического предшественника, но, вместе с тем, совершенно самобытная. В сборник образца 2018 года вошли тексты тридцати шести современных авторов, среди которых Евгений  Водолазкин, Людмила Улицкая, Марина Степнова. Все авторы очень разные, и тем интереснее будет знакомство с писательским ремеслом буквально из первых рук.

Для кого

Сборник однозначно будет интересен тем людям, которые хотят связать свою жизнь с писательством. Радость от осознания, что нашел свое и своих – ощущения, возникающие после прочтения книги.

Но не только писателям, настоящим и будущим, стоит обратить пристальное внимание на «Как мы пишем». Просто вдумчивым читателям можно смело рекомендовать эту книгу. Ведь всегда интересно узнать чуть больше и про любимого автора, и про то, как создаются его произведения, и как проходит сам творческий процесс – на все эти вопросы у сборника «Как мы пишем» есть исчерпывающие и занимательные ответы.

Прямая речь

«Дело писателя – ловить музыку сфер и переводить ее в ноты. Быть, если угодно, «лучшим акыном степи»: петь о том, что видит. Что, подчеркну, видят и все там живущие. А поет – только он, потому что он способен превращать степь в текст» (Евгений Водолазкин)

«Литература сродни музыке. Я уверен: если у человека нет чувства ритма – хорошо писать он не сможет (кстати, если у него нет чувства юмора – с литературным творчеством тоже будут проблемы» (Илья Бояшов)

5 советов

  1. Будьте наблюдательными, старайтесь замечать все. Развивайте свои языковые способности и читайте больше. Ищите сходство между вещами и явлениями, у которых на первый взгляд никакого сходства нет. (Анна Матвеева)
  2. Читайте не только классику, но и новую словесность. Подражайте хорошим литературным примерам: именно так и рождается что-то новое. (Герман Садулаев)
  3. Давайте тексту «отлежаться», редактируйте постепенно, вдумчиво, периодически возвращаясь к написанному, пробуйте смотреть на него по-новому. Однако не увлекайтесь излишне усердным редактированием, старайтесь находить золотую середину и баланс. Время от времени старайтесь писать от руки. (Роман Сенчин)
  4.  Пользуйтесь записной книжкой, именно она может здорово вам помочь и пригодиться в работе над текстом. В ней старайтесь фиксировать все, на ваш взгляд, интересное, стоящее того, чтобы быть записанным. (Александр Етоев)
  5. Старайтесь слышать свой внутренний голос, своего внутреннего ребенка. Запоминайте свои ощущения и обращайтесь к ним. Пишите о том, что вы хорошо знаете. (Игорь Малышев)
Тамара Герасименко