• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

София Сенюшкина: «Нужно знать правила, чтобы потом их нарушать»

В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура "Литературное мастерство"!» студенты первого курса программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое Creative Writing.

София Сенюшкина: «Нужно знать правила, чтобы потом их нарушать»

Фото: Татьяна Филиппова

О поступлении

О чем ты подумала, когда впервые услышала о программе «Литературное мастерство»? Как узнала о программе?

Я узнала о программе абсолютно случайно: подруга поделилась ссылкой на страницу магистратуры. Это был октябрь, я только-только привыкла к своей новой работе и не задумывалась о продолжении учебы. Но то, что я увидела на сайте, показалось мне весьма любопытным и своевременным. Писала я много, но для себя. Я понимала, что нужно что-то менять. Через неделю я побывала на дне открытых дверей в Вышке и заинтересовалась программой еще больше.

Почему все-таки решилась поступать?

Должна признаться, что я решила поступать из любопытства: получится или нет. У меня было очень мало публикаций, в конкурсах я не участвовала, шансы были равны нулю. Но во мне проснулся дух авантюризма, который и подтолкнул меня подать документы.

За какое время ты начала готовиться к поступлению?

Я занялась подготовкой после дня открытых дверей. Получается, у меня было в запасе около девяти месяцев. Список литературы меня поразил, частично убил и ввел в уныние, но делать было нечего.

Какой вопрос на собеседовании поставил тебя в тупик?

Честно говоря, не помню такого вопроса. Как ни странно, но собеседование мне запомнилось в светлых тонах. Обычно я очень волнуюсь, но тогда все прошло гладко.

Об учебном процессе

Какие дисциплины в университете для тебя – самые интересные?

Все дисциплины познавательны и интересны. Это так. Из недавних курсов могу выделить занятия по эго-документам: как можно использовать дневники, письма, записки, воспоминания в произведении. Конечно, я не раз встречалась с эго-документами в литературе, но никогда не думала, как самой это использовать. Много открытий случилось на «Творческом семинаре»  и курсе «Введение в нарратологию». Именно на них я начала понимать, что и в рассказе, и в романе ничего не действует просто так. Нужно знать правила, чтобы потом их нарушать.

Какие страхи или комплексы помогли преодолеть занятия?

Во-первых, постепенно уходит страх высказаться. Теперь даже интересней озвучить свое мнение, когда оно не совпадает с мнением предыдущего выступающего (так часто случается в рамках нашего книжного клуба). Во-вторых, начинаешь отделять себя от своих произведений и проще, а главное, разумнее и хладнокровнее относиться к критике.

Как изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?

Начнем с того, что я переехала в Москву. Это уже сильное изменение уклада жизни. А если честно, то изменилось все. За предыдущий год я отвыкла от учебы – пришлось вспоминать, как это, ходить на пары и к ним готовиться. Но, наверное, сильно изменилось мое восприятие всего и вся: от людей до литературы.

В каких проектах программы «Литературное мастерство» ты участвуешь? Чем вы занимаетесь?

Сейчас мы с коллегами активно занимаемся книжным клубом. У нас прошло три встречи, весьма успешные. Мы обсудили новый роман А.Сальникова «Опосредованно», В. Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи», а в конце апреля мы говорили о романе Анны Немзер «Раунд». Кроме книжного клуба я вхожу в состав группы, которая помогает организовать «Литературные среды» - встречу с писателями.

О литературном мастерстве

Что такое Creative writing?

Я бы это определила, как совокупность навыков, которые позволяют создавать литературные произведения. Только гении могут обойтись исключительно своим талантом и вдохновением. Остальным надо иметь некое представление о композиции, сюжете, героях.

Есть ли у тебя любимая методика «творческого письма»?

Сейчас я нахожусь в поисках. Раньше я держала все образы в голове и давала героям меня вести за собой. Я и сейчас даю героям свободу, но ради удобства я стала прописывать краткую историю того, что произошло с ними до событий рассказа. Это особенно помогает, когда в ходе рассказа происходят отсылки к прошлому.