Искусство драматургии
На основе творческой интерпретации человеческого характера
Лайош Эгри
Издательство: Simon & Schuster, 1972
Рецензия Владимира Еремина
Издательство: Simon & Schuster
О чём
Книга представляет собой учебник по написанию пьес. Лайош Эгри — венгерский драматург и преподаватель Creative Writing, эмигрировавший в Америку и ставший довольно известным в театральных кругах. В 1946 году он написал книгу «Искусство драматургии», которая до сих пор считается одной из самых авторитетных в своей области.
В основу своей драматургической теории Эгри помещает характер персонажей и вступает в спор с Аристотелем, который считал, что действие важнее героев. Эгри последовательно доказывает, что создание трехмерных характеров является основной платформой для развития любого сюжета, а главным инструментом драматурга должен быть диалектический метод, ведь только благодаря непрерывному противопоставлению тезиса и антитезиса рождается логичный конфликт. Эгри постепенно и с большим вниманием к деталям разбирает все возможные типы характеров, конфликтов, писательских техник и самые распространенные ошибки драматурга. В качестве иллюстраций к своим рекомендациям он берет фрагменты из многочисленных пьес писателей-классиков и драматургов 20-го столетия. Книга написана легким и доступным языком, в ней нет сложных терминов, а стиль больше похож на диалог преподавателя Creative Writing со студентом.
Содержание книги приятно удивляет широтой поднимающихся тем. Помимо разбора конкретных пьес и драматургических техник Эгри много внимания уделяет психологии, философии и эстетике, без понимания которых нельзя написать хорошую пьесу.
Для кого
Хотя книга в большей степени посвящена методам написания пьес, она также может быть полезна для авторов прозаических жанров. В произведении автор неоднократно акцентирует внимание на создание конфликта и трехмерного характера, что в равной степени необходимо для работы во всех литературных жанрах. Книгу можно советовать как драматургам и писателям, так и просто заядлым театралам.
5 советов
1. В начале своей работы сформулируйте так называемую посылку. Под этим термином Эгри понимает главную идею произведения и его план в максимально сжатом виде. Посылка — это ведущая сила пьесы, подчиняющая себе действия всех героев и направляющая движение сюжета. Если не можете придумать посылку, то сперва продумаете характеры персонажей, проанализируйте их мотивы, спрогнозируйте их действия в заданных условиях и задумайтесь над последствиями их поступков. При этом полезно обратиться к собственным убеждениям, поскольку вы сами должны искренне верить в смысл вашей посылки, иначе зрители и читатели в нее не поверят.
2. После формулирования посылки тщательно продумайте характеры ваших персонажей. Придайте им трехмерность, то есть скрупулезно опишите для себя все их качества и свойства в областях физиологии, социологии и психологии. Обязательно создайте характер осевого персонажа, который страстно чего-то желает и двигает сюжет вперед благодаря необходимости своего желания.
3. Начинайте произведение с поворотного пункта. Так Эгри называется ситуацию перелома в жизни героя, когда нечто жизненно важное поставлено на карту, а персонаж должен принять судьбоносное решение. Желательно начинать произведение в момент решения, потому что именно в этот момент начинается конфликт, благодаря чему у героев появляется шанс мгновенно раскрыть свои характеры и посылку.
4. Соблюдайте принципы оркестровки и единства противоположностей. В литературном произведении характеры персонажей должны сильно отличаться друг от друга, даже если они занимают одно и то же положение в обществе. При этом характеры протагониста и антагониста должны быть противопоставлены друг другу так сильно, что компромисс между ними становится невозможным.
5. Следите за тем, чтобы конфликт в вашем произведении не был статичным или скачущим, он должен быть предваряющим и развивающимся. Если вам хочется прочесть рукопись другу, прочтите, но не просите его оценивать и советовать: он не специалист и может принести вам гораздо больше вреда, чем пользы своими рассуждениям. Но попросите его вот о чем: пусть он укажет вам момент, когда ему стало скучно. Значит в этом месте отсутствует конфликт.
Прямая речь
«Не различая запахов, не станешь парфюмером. Чтобы стать драматургом, нужно иметь прежде всего воображение и здравый смысл. Будь наблюдателен. Не довольствуйся поверхностным знанием. Имей терпение доискиваться до причин. Имей чувство гармонии и хороший вкус. Ты должен знать экономику, психологию, физиологию, социологию. Всем этим можно овладеть только после упорного труда – а не овладеешь, никакие методы и подходы драматурга из тебя не сделают. Мы часто поражались легкости, с какой люди решают стать писателем. Чтобы стать сапожником или плотником, нужно три года учиться в ПТУ – как же можно сразу, без серьезных занятий овладеть искусством драматургии – одним из труднейших в мире? Диалектический подход поможет тем, кто готов к работе. Он также поможет начинающему, представив ему ясную картину препятствий на его пути и дорогу, ведущую к цели».
Стоит ли читать
Книга обязательна к прочтению всем, кто хочет попробовать стать театральным драматургом. Однако «Искусство драматургии» будет полезно почитать всем пишущим и творческим людям.