Полина Новомлинова: «Я стала больше и осознаннее читать, поверила в русскую современную литературу»
В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура "Литературное мастерство"!» студенты первого курса программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое Creative Writing.
О поступлении
Как узнала о программе «Литературное мастерство»?
Я изучала московские магистерские программы. Второй час беспорядочного поиска привел на страницу «Литературного мастерства». Первая мысль была примерно такой: «Можно научить быть писателем?» Вторая мысль: «По-моему, это круче трансмедийного производства».
Почему все-таки решилась поступать?
Меня покорила многоплановость программы: филологическая подготовка, возможность писать журналистские тексты на «Многобукв», и, конечно, творческая основа – семинары по creative writing и сценарное мастерство.
За какое время ты начала готовиться к поступлению?
Готовиться начала с июня. Дело в том, что на бакалавриате в моем родном вузе мы уже многое изучали из списка литературы для собеседования, поэтому что-то я повторяла по конспектам, освежала какие-то отдельные главы. Что совсем плохо помнила, читала заново. Например, «Дон Кихота». Сейчас понимаю, что начала слишком поздно, потому что дочитывала прямо в ночь перед собеседованием.
Какой вопрос на собеседовании поставил тебя в тупик?
Собеседование прошло довольно гладко и быстро. Мы говорили о современной литературе, моих любимых писателях, увлечениях. Вопрос, который смутил: «Где вы будете работать после нашей магистратуры?» Не была готова отвечать на него честно, потому что никогда не планировала жизнь настолько далеко вперед, да и сейчас пока не готова. Сначала надо защитить курсовой рассказ.
Об учебном процессе
Какие дисциплины в университете для тебя – самые интересные?
Мне нравится, что все курсы авторские, таких больше нигде не услышишь. Видно, как преподаватели увлечены своими темами, с какой тщательностью и любовью составлены программы. Например, курсы «Звучащая литература», «Язык кино», «Эгодокументы». Дисциплина «Введение в нарратологию» был выходом в космос: это какой-то новый уровень понимания текстов, открывающий целую вселенную, где все это время жили ненадежные нарраторы, персонажи разного уровня фокализации. Вообще, программа составлена так, что абсолютно на любой паре к тебе может прийти вдохновение, и ты поймешь, как решить какая-нибудь давнишнюю проблему в рассказе.
Какие страхи или комплексы помогли преодолеть занятия?
Главные борцы с комплексами и страхами – это, конечно, творческие семинары и сценарное мастерство. Во-первых, я научилась отделять себя от своего текста. Если какое-то упражнение не удалось, это не значит, что я стала хуже и теперь однокурсники не будут со мной разговаривать. Во-вторых, эти пары научили восхищаться чужой работой, радоваться удачам коллег. Мы все очень по-разному пишем, и я как-то поймала себя на мысли, что у нас в группе нет конкуренции, мы все умеем поддержать друг друга, а когда объективно хорошо написано, можем и похвалить. Наверное, это даже труднее, чем найти слабое место.
Как изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?
Я стала больше и осознаннее читать. Я поверила в русскую современную литературу. И еще мне очень нравится в себе новое приобретенное качество – всматривание в жизнь. На одном семинаре Майя Александровна рассказывала нам про сравнения и метафоры. С тех пор у меня появилась любимая игра по дороге на учебу. Я ищу сравнения трубам, проводам, домам, людям и радуюсь, когда находится действительно живая рифма. Не скажу, что теперь я пишу каждый день или чувствую, что писать стало легче. Но сейчас я чаще думаю, как я описала бы что-то увиденное, услышанное в тексте.
В каких проектах программы «Литературное мастерство» ты участвуешь? Чем вы занимаетесь?
Я пишу тексты для «Многобукв» и помогаю в организации «Литературных сред». Мне кажется, что курс «Creative writing» должен появиться в школах и университетах. По-моему, креативное письмо – это про воображение, свободу, чуткость и умения остановиться и поразглядывать парня в электричке напротив, вон тот киоск, небо.
О литературном мастерстве
Есть ли у тебя любимая методика «творческого письма»?
Мой любимый метод – «дать тексту отлежаться». Когда я перечитала свой модульный рассказ после довольно долгого перерыва, я сразу увидела места, которые стоит переписать или совсем убрать.