• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Уильям Зинсер
Альпина Паблишер, 2017
Перевод: Владимир Бабков
Рецензия Владимира Еремина


Издательство «Альпина паблишер»

О чём

О том, как писать нехудожественные тексты на любую тему. Уильям Зинсер — американский журналист, редактор и преподаватель, который опубликовал 18 книг по литературному мастерству. Его главный труд под названием «Как писать хорошо» впервые был опубликован в 1976 году и с тех пор переиздавался целых 30 раз. Это емкий и доходчивый учебник по работе со всеми жанрами нонфикнш.

Стоит отметить вклад переводчика в издательстве «Альпина паблишер», который качественно адаптировал книгу для российской аудитории. Это редкий случай, когда переводу было уделено отдельное вступление, в котором поясняются нюансы замены американских выражений на русские аналоги. Благодаря этому даже практические советы, завязанные на тонкостях английского языка, будут понятны и нашему читателю.

Книга поделена на четыре части. В трех из них Зинсер изложил основные и конкретные рекомендации для работы с любыми текстами, а в четвертой подробно разобрал особенности сочинения книг и статей в отдельных жанрах: интервью, травелоги, мемуары, научпоп, искусство, бизнес, спорт и юмор. Каждый читатель сможет найти указания именно по своей теме или определиться с направлением, в котором хочет развиваться.

Зинсер относится к категории авторов, кого принято называть «крепким ремесленником». На страницах своей книги он призывает читателя готовится к тяжелому труду над словом, отбросить все иллюзии о работе писателя, сосредоточиться на мелочах и кропотливо переписывать тексты. Свои уроки он сопровождает фрагментами из американской публицистики или примерами из собственной жизни. Последних у Зинсера довольно много благодаря богатому жизненному опыту — он долгие годы работал журналистом, писал книги для бизнеса и множества крупных изданий. Порой он дает убедительные советы из области психологии и объясняет, к примеру, как научиться получать удовольствие от письма или как справиться с отчаянием после долгих неудач.

 Некоторые советы могут показаться устаревшими вроде того, что следует записывать интервью карандашом и не надеяться на диктофоны. Но остальные руководства остаются актуальными и до сих пор, поскольку новые технологии не поменяли суть работы с текстом. С помощью этой книги можно писать так, чтобы избавиться от словесного мусора и сохранять внимание читателя.

Для кого

Прежде всего для авторов нон-фикшн. Но книга может также быть полезна для новичков в сфере художественной литературы, которые еще не набили руку и не научились избавляться от штампов вместе с канцеляризмами. Опытным романистам и прозаикам руководство вряд ли принесет что-нибудь новое, но вот для журналистов и сочинителей научпопа может стать источником множества ценных советов.

5 советов

1.     Соблюдайте единство стиля. Сперва определитесь с тем, от какого лица собираетесь писать, и придерживаетесь этого выбора на протяжении всего текста. Далее старайтесь писать в одном и том же времени, хотя бывают случаи, когда их можно совмещать. Во время работы используйте один и тот же тон (иронический или научный), не меняйте их без подготовки для читателя.

2.     Полюбите переписывание. Это основа литературного ремесла даже для опытных профессионалов, которые все равно приходится переделывать свои тексты несколько раз. Это может показаться малоприятным занятием, но процесс можно облегчить, если научиться получать от этого удовольствие. Наслаждайтесь каждый раз, когда удаляете лишний фрагмент из своего сочинения.

3.     Доверяйте своему материалу. Многие авторы в сфере нонфикшн полагают, что найденные ими факты или собранные свидетельства сами по себе не слишком интересны для читателя, начинают их приукрашивать и отказываются от правдивости изложения. Это неправильно, ведь реальная жизнь изобилует увлекательными историями и событиями. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы отобрать самые подходящие из них и выстроить грамотное повествование.

4.     Не пытайтесь представить свою аудиторию. Такой аудитории не существует — каждый читатель отличается от других. Не пытайтесь угадать, какого рода сочинение понравится издателю или что сейчас прозвучит злободневно. Читатели сами не знают, что им хочется прочесть, и всегда ждут чего-нибудь новенького.

5.      Не соревнуйтесь с другими писателями. Каждый автор начинает со своего стартового рубежа, идет по своему маршруту и движется к своей цели. Многих парализует мысль о том, что они соперничают с более даровитыми коллегами. Забудьте о соревновании и работайте в удобном темпе. Помните, что единственный ваш соперник — это вы сами.

Прямая речь

«В конечном счете всякий писатель должен следовать по пути, который кажется ему самым комфортным. Для большинства тех, кто учится писать, этот путь — нон-фикшн. Он позволяет им писать о том, что они знают, могут наблюдать или способны освоить. И в первую очередь это справедливо для молодых людей и студентов. Они с гораздо большей охотой готовы писать на темы, которые как-то затрагивают их жизнь или вызывают у них интерес. Мотивация лежит в основе писательского ремесла. Если нон-фикшн — та область, где у вас лучше всего получается писать или учить этому других, не позволяйте навязать себе хамское мнение, что это низшая разновидность литературы. Литература или хороша, или плоха — все остальное неважно. А хорошая литература остается хорошей, какую бы форму она ни принимала и как бы мы ее ни называли».