• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ прошла первая в России конференция, посвященная методологии и истории creative writing

Конференция «Теории и практики литературного мастерства» прошла 6 и 7 сентября на Факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В конференции в качестве докладчиков и слушателей приняли участие более ста пятидесяти человек. С докладами выступили как приглашенные гости, так и выпускники программы «Литературное мастерство».

Журналист и писательница Татьяна Толстая провела public talk, в котором рассказывала о своем опыте преподавания creative writing в колледже Скидмор. По мнению Татьяны Никитичны, если у студента нет таланта писать, то «гениальный» рассказ у него не получится, но преподавать писательское мастерство все равно нужно: с помощью него можно научить глубокому чтению текстов и поиску новых смыслов в классике.

Британский писатель и преподаватель университета Восточной Англии Джайлз Фоден прочел лекцию об истоках программ creative writing в США и Великобритании. По словам Фодена, только пять процентов выпускников британских программ creative writing издаются с помощью издательств или сервисов самиздата, но выпускники становятся редакторами, литературными агентами и издателями и формируют текущую литературную повестку. В британской гуманитарной науке наблюдается тренд на междисциплинарность: студенты-писатели принимают участие в гуманитарных проектах наравне с коллегами-антропологами и культурологами.

Американский писатель, медиаспециалист и представитель некоммерческой корпорации «Прожект Хармони, Инк.» Джо Крещенте рассказал о том, какое глубокое воздействие на американское культурное пространство оказало появление и эволюция программ creative writing.

Полина Барскова, поэт, преподаватель русской литературы в колледже Амхерста и соорганизатор конференции, прочла доклад о том, как из методов преподавания русской литературы рождаются техники и теории преподавания creative writing, которые затем успешно применяются на русской и англоязычной почве.

Филолог и директор проекта Creative Writing School Наталья Осипова рассказала о том, как Лев Толстой разрабатывал методы преподавания письма для детей в организованной им яснополянской школе.

В рамках конференции помимо секций об истории и теории creative writing проходила также секция «Литературоведение на службе creative writing», которую модерировали профессор НИУ ВШЭ Олег Лекманов и филолог, переводчик и преподаватель Вышки Дмитрий Харитонов. В рамках секции преподаватель Школы филологии НИУ ВШЭ Александра Баженова-Сорокина проанализировала систему мотивных связей в цикле сказок Сергея Козлова “Правда, мы будем всегда?”. Профессор Факультета гуманитарных наук ВШЭ Екатерина Лямина рассказала о способах работы с эго-документами в рамках обучения креативному письму, писатель и журналист Андрей Левкин проанализировал связи между прозой Лидии Гинзбург и прозой «нулевых». Выпускник программы «Литературное мастерство» Сергей Лебеденко прочел доклад о роли литературных журналов в ранней карьере зарубежных писателей.

Отдельная секция была посвящена также опыту обучения creative writing. В рамках секции выступили выпускницы CWS Любовь Баринова и Лилия Волкова и выпускники «Литературного мастерства» Арина Бойко и Денис Банников.

Свои доклады прочли также соорганизаторы конференции и руководители программы «Литературное мастерство» Майя Кучерская и Марина Степнова. Майя Александровна напомнила о движении «сельских корреспондентов» в раннем СССР и о традициях преподавания литературного мастерства эпохи НЭПа. Марина Львовна описала опыт использования коротких упражнений в преподавании креативного письма: по ее словам, необходимость за пять минут написать короткий этюд подключает воображение студента и снимает «страх белого листа», а необходимость зачитывать готовый текст вслух — еще и боязни критики.

Завершилась конференция круглым столом, в котором приняли участие Полина Барскова, преподаватель РГГУ Евгения Вежлян, профессор и медиаисследователь НИУ ВШЭ Анна Новикова, профессор МГУ Татьяна Венедиктова и доцент, специалист по психологии креативности Сергей Яголковский. Ученые обсудили перспективы развития методологии креативного письма в России как науки и пришли к выводу, что эволюция методик преподавания, как и эволюция литературы, невозможна без глубокой кооперации между участниками процесса разработки этих методик и появления новых институций, которые поддерживали бы литературный рынок.

В конференции приняли участие ученые из РГГУ, ММУ, МГУ, НИУ ВШЭ, преподаватели Creative Writing School, писатели и журналисты.

Creative Writing Studies — сравнительно новая область исследований и для англоязычной науки. Первый сборник аналитических статей на эту тему вышел в 2007 году, а первая научная конференция прошла в 2016 году в колледже Уоррена .

Больше фотографий с конфернеции вы можете найти на нашей странице в Facebook.