• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Понимание комикса. Невидимое искусство

Скотт Макклауд
Белое Яблоко, 2016
Перевод: В. Шевченко
Рецензия Дарьи Выскребенцевой


Издательство "Белое яблоко"

О чем

Что для вас – комикс? Дайте угадать, «всего лишь детская книжка, напичканная странными картинками». Все это так и не так одновременно. Комикс – это нечто более сложное и в то же время простое и понятное. В своей книге «Понимание комикса» Скотт Макклауд прекрасно это объясняет. За красочной обложкой прячется глубокое и прочувствованное академическое исследование комикса как информационного медиума, выполненное при этом в самой доступной форме.

Скотт Макклауд обращается к истории жанра, по мнению многих, ограничивающегося «сказками» о супергероях. С присущей ему иронией художник аргументирует преимущества комиксов как средства коммуникации, подробно и легко объясняя, почему комиксы — это искусство.


"Понимание комикса", с. 163


Главная особенность книги – в ее формате. Скотт Макклауд нарисовал себя черноволосым человечком в клетчатой рубашке и очках, рассказывающем о том, как давно появились комиксы и как в них работают линии, пространство, время, движение, композиция, звуки, запахи и цвет.

"Понимание комикса", с. 2

Заметим, что единственная красочная глава в книге посвящена именно цвету и его восприятию читателем. С развитием технологий цвет получил едва ли не главную роль в комиксах.



"Понимание комикса", с. 187

Оказывается, дать комиксам определение довольно сложно. Это «иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной̆ последовательности для передачи информации и / или получения эстетического отклика от зрителя».

Согласно этому определению, комиксы как метод повествования восходят еще к древнему искусству шумеров и египтян. Большая часть книги посвящена расшифровке языка комиксов (графического и символьного), и его восприятия. Так, буквально каждая линия изображения несет в себе потенциал выразительности эмоций, будь то гордость и сила, неприветливая грубость, теплота и уют или дикость и опасность. Важно понимать, что все зависит от художника, ведь именно он создает волшебный мир комикса, в котором могут преобладать безумные линии Мунка, как в работах Кристен Крайттр, сочный, дерзкий, и иронично элегантный дизайн, как у Юста Шварте, или в целом использоваться весь спектр стилей, как у Диснея.

Скотт Макклауд обращает внимание и на место между панелями комикса, в котором наиболее активно работает воображение читателя, наполняя историю и делая ее более живой. Исследователь выделяет шесть типов «перехода». Данная классификация помогает при анализе просчитать процентное соотношение переходов в комиксах различного типа, будь то американские мейнстримовые комиксы 1960-х годов («от действия к действию»), известные европейские, экспериментальные раннего Арта Шпигельмана (характерно использование всех пяти типов), или японские («от детали к детали»).












На протяжении всей книги автор пытается найти тонкую грань между изображением и словами, реальностью и смыслом (* «И» - изображение, «С» - слова).

 

Вплетая комикс в канву других видов искусства, Скотт Макклауд показывает их отличия и точки пересечений. Примеры обнаруживаются и в эпоху классицизма, и ренессанса, а затем и постмодерна. Например, еще Василий Кандинский пытался найти гармонию всех пяти чувств, чему посвятил немало времени. То же касается и Рихарда Вагнера, и Бодлера, и других художников, музыкантов и поэтов того времени. В девяти главах исследователь задается вопросами и дает на них самые полные и разные ответы. Подводя итог Скотт Макклауд, признается, что вся книга – это лишь его видение мира комиксов и ему самому еще многому предстоит научиться.

Прямая речь

«Комикс предлагает огромные возможности всем писателям и художникам; преданность, контроль, шанс быть услышанным далеко и широко без страха и компромиссов... Он предлагает широкий арсенал инструментов включающий изобразительный потенциал кино и картин, добавляя к нему глубину печатного слова».

Стоит ли читать?

Эта книга забавна, легко читается благодаря интересной и доступной форме изложения, а также большому количеству примеров и иллюстраций. Исследование будет полезно прочитать не только любителям комиксов, но и тем, кто совершенно не знаком с жанром.