• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переосмысление комикса. Эволюция формы искусства

Скотт Макклауд
Белое Яблоко, 2018
Перевод: В. Кистяковский
Рецензия Татьяны Смирновой



О чем

В начале Скотт Макклауд предупреждает: у этой книги есть предисловие, состоящее из 200 страниц. Это «Понимание комикса» (в другом переводе – «Суть комикса»), первая книга Макклауда. Так автор закрывает тему первой книги: если думаете, что комиксы -- это некруто, обращайтесь к «Пониманию». В новой книге Макклауд сосредоточился на «зрелом манифесте радикальных перемен» в комикс-индустрии.


"Переизобретение комикса", с. 29

Что приходит в голову при слове «комикс»? Многим (в том числе и мне) – незамысловатая подростковая история в пестрой обложке, в которой мелькают гипертрофированные тела супергероев, «вжух!», «бац!» и «бам!» на каждой странице… С таким восприятием комиксистам приходилось бороться с давних пор, и эта борьба в каком-то виде идет до сих пор. Макклауд проводит быстрый и убедительный ликбез, показывая, что комиксы могут говорить на темы, на территорию которых и "большая" литература нечасто заходит: Холокост, расстройства личности и то, как с ними жить. Комиксы делают пронзительными и захватывающими истории одиноких жителей многоэтажки, и мощным инструментом для сценаристов и художников оказываются метафоры и особый стиль комикса, который развивался десятилетиями.

Макклауд рассказывает о молодых амбициозных художниках, которые не боялись заявлять о том, что комиксы – это искусство, даже когда над ними смеялись их собратья по перу. К сожалению, мысль о том, что комиксы – это просто детская забава или потеха для варьете, закрепилась и в кругу художников.

Издатели хотели продавать только комиксы про супергероев, которые гарантировали прибыль. За художниками-комиксистами не признавали авторских прав, и даже за успешные работы платили по-настоящему смешные деньги. Комиксы сжигали на улице и облагали строжайшими ограничениями, предусмотренными этическим кодексом. Поскольку комиксы считались чтением для детей, были запрещены сцены, включающие насилие, секс, конкретные детали преступлений, неузаконенные отношения, выпады против властей и многое другое.


"Переизобретение комикса", с. 87

Однако художники были уверены: ситуацию можно изменить. Они сформулировали двенадцать идей, которые должны были привести к двенадцати революциям, после чего наступит обновление комикса, и он наконец-то сможет выйти из пещеры. Девять из этих идей в той или иной степени удалось воплотить уже к моменту завершения книги (2000 год). Они обсуждаются в первой части.

1)      Комиксы как литература. Они способны отражать историческую ситуацию, взгляды автора на мир, его взаимоотношения с обществом.

2)      Комиксы как искусство. Стоит начать говорить о художественной ценности комикса – так же, как мы говорим о художественной ценности живописи или скульптуры.

3)      Права художников. Создатели комиксов имеют право самостоятельно распоряжаться своими произведениями, а также получать от них материальную выгоду.

4)      Обновление индустрии. Нужно найти соответствие между запросами производителей и потребителей.

5)      Общественное мнение. Можно улучшить отношение людей к комиксу, показать его потенциал.

6)      Академическое и юридическое признание. Искусство комикса стоит изучать. А законодательство должно защищать художников, а не ограничивать их творчество.

7)      Гендерный баланс. Комиксы не только для мальчишек, и рисуют их не только мужчины.

8)      Представительство меньшинств. Комиксы могут создавать «не только белые гетеросексуальные мужчины из высших слоев среднего класса».

9)      Разнообразие жанров. Комиксы – это не только супергеройские боевики для подростков.


"Переизобретение комикса", с. 108

Однако почему же в названии книги речь идет о переизобретении комикса?

 

Идея комиксов очень проста: размещая одну картинку за другой показать ход времени. То есть через изменение пространства показать изменение времени. Макклауд уверен, что эта идея обладает огромным потенциалом, который общество еще не сумело разглядеть. Долгое время комикс был заперт в пределах бумажного листа, в маленьких клетках, которые он не мог преодолеть. Однако с приходом в жизнь цифровых технологий возможно расширить технические возможности комикса, вывести общение художника и читателя на новый уровень, а также – развернуть комикс в потенциально ином пространстве. Таким образом, комикс может оказаться чем-то отличным от того, к чему все привыкли.

В связи с этим во второй части книги Макклауд говорит о трех новых революциях.

1)      Цифровое производство. Для создания изображений можно и нужно использовать компьютер.

2)      Цифровая доставка. Если размещать комиксы в интернете, то коммуникация художника и читателя будет непосредственной, избавленной от влияния редактора и рынка.

3)      Цифровые комиксы. Новые комиксы будут функционировать в другом пространстве и иметь другую форму – не привычный нам лист бумаги, а, например, свиток бесконечного полотна. Или множество отражений зеркальных миров.

Прямая речь

«Комиксы – это мощная идея. Идея, которая была безрассудно растрачена. Ее игнорировали целые поколения. Сегодня всем, кто ценит эту форму искусства и «болеет» за нее, она все еще, увы, кажется неясной, изолированной и устаревшей. Иногда такой маленькой, что она почти исчезает из вида. Маленькой, как атом. Который ждет, чтобы его расщепили»

Стоит ли читать

Вышедшая двадцать лет назад книга об освоении комиксами цифрового пространства кажется уже не такой актуальной. Хотя читать о проблемах, с которыми художники сталкивались в 2000-х и которые еще только надеялись разрешить, – например, медленная скорость интернета или низкое разрешение экранов – кажется чем-то очень трогательным.

Однако книга будет интересна как тем, кто уже интересуется комиксами, так и тем, кто только что решил дать им шанс. Макклауд поможет познакомиться с историей комиксов, узнать имена и работы тех, кто стоял за двенадцатью революциями, и, возможно, научиться на их ошибках.

Также книга может оказаться полезна тем, кто хочет узнать о том, как функционируют любые медиа, как работает книжный рынок и какие сложности могут ждать начинающего автора при встрече с издателями, критиками и – самое главное – читателем.