Психология в кино: Создание героев и историй
Татьяна Салахиева-Талал
Альпина нон-фикшн, 2019
Рецензия Элины Ченцовой
Фото: Альпина нон-фикшн
О чем?
Когда книга начинается не просто с «Предисловия», а с «Предостережения от автора», задумываешься: что за оружие массового поражение попало к тебе в руки?
Автор предупреждает: «Психология в кино» должна служить не руководством, но подспорьем для сценаристов и литераторов. Поначалу хочется уличить автора в ложной скромности, но читая книгу, понимаешь, что Салахиева-Талал в полной мере осознает объем информации, которая способна перевернуть представления читателя и о психологии, и о себе. Не зря просьба перечитать предисловие повторяется в тексте несколько раз.
Однако всю «мощь» книги осознаешь не сразу. В первых двух главах на читателя вываливается пересказ теорий Фрейда и Юнга, правда, их интерпретация применительно к кино автора не особенно интересует. И Салахиева-Талал просто отсылает читателя за подробностями к Уильяму Индику («Психология для сценаристов»). То же самое можно сказать о часто упоминаемом в книге Джоне Труби, теория которого гораздо лучше изложена в «Анатомии истории». Неподготовленный читатель узнает для себя пару новых имен, но те, кто уже знаком со всем этим материалом, может спокойно пролистать первые главы.
В третьей главе автор быстро проходится по двадцатому веку, показывая, как кино менялось вместе с психологическим портретом поколения. Наиболее заметная часть главы приходится на описание современных отечественных фильмов: неврозы сегодняшнего «жидкого поколения», проблемы оторванности и поиска себя, бунта и пограничного состояния – все это рисует яркий портрет переломанной России, отражением которой становится столь же изломанный кинематограф. И винить в этом, кроме себя и своих психологических проблем, никого не получается.
К главному автор переходит лишь к четвертой главе. Именно ради этого материала стоит купить эту книгу и возвращаться к ней снова и снова. Уильям Индик посвятил гештальт-психологии целую главу, но и близко не подошел к уровню Салахиевой-Таллал. За несколько параграфов она с блеском разбирается с теоретическими понятиямии объясняет несколько концептов гештальт-психологии. А потом показывает, как в соответствии с гештальт-теорией построены разные типы персонажей, что такое уровни психического функционирования, чем отличаются типы переживаемого опыта. Тут читатель наконец понимает, о какой силе его предупреждали с самого начала. Инструменты, о которых рассказывает Салахиева-Талал, хочется немедленно брать на вооружение: невротический и нарциссический типы героев так и просятся в тексты, и мнее придется, наверно, отложить «Психологию в кино» месяца на полтора, чтобы прийти в себя и потом перечитать еще раз, вдумчиво. Может быть, это поможет «развидеть» образы в кино и литературе в контексте циклов контактов и преодоления невротических черт характера (!).
Описывая все эти механизмы, автор уделяет много внимания взаимосвязи героя и его окружения. Для гештальт-терапии герой не существует вне своего окружения, он всегда находится в контексте и этот контекст на него влияет. Получается, что с применением этой концепции, из героя закономерным образом вырастают и его арка, и его окружение.
Еще один плюс книги – это четкое разграничение психологических терминов, концепций и понятий, применяемых в реальной практике, и адаптированных для применения сценаристами.
Прямая речь
«Знание психологических теорий - не панацея и не волшебный эликсир. Оно не сделает своего обладателя глубоким знатоком жизни и человеческой души. Изложенные в этой книге психологические теории, концепции и инструменты очень удобны для написания сценариев. Настолько, что после знакомства с ними руки так и чешутся немедленно применить их на практике и начать писать кино про невротиков, пограничников, нарциссов с невероятно интересными механизмами психологических защит. И это худший из возможных результатов прочтения книги».
Стоит ли читать?
Первые три главы – факультативно, в зависимости от того, знаком ли читатель с основами психологии, историей кино и учебниками по creative writing. Начиная с четвертой главы – прекрасное (и опасное!) чтение для всех, кого интересует, как построить мир и конфликт на основе персонажа, а не наоборот.
И пожалуйста, все-таки перечитайте «Предостережение от автора», когда закончите книгу.