• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евгения Лисицына: «Будущее – за тематическими блогами»

15 октября заканчивается прием заявок премии "_Литблог". Мы поговорили с лауреатом прошлого года, Евгенией Лисицыной. Автор Telegram-канала «greenlampbooks» рассказала о том, как премия повлияла на ее карьеру, о специфике работы книжного блогера и о том, как новичкам отыскать свой голос и аудиторию в мире блогинга.

Евгения Лисицына: «Будущее – за тематическими блогами»

Фото из архива Евгении

Хочется начать с самого очевидного вопроса: в чем заключается основное отличие книжного блогера от критика?

Нет какой-то одной лакмусовой бумажки, которая показала бы, что вот тут блогинг, а вот тут – критика. Особенно сейчас, когда некоторые блогеры действительно стали критиками.

Я вижу парочку важных отличий, но кто-то при желании сможет найти и другие.

Во-первых, порог вхождения. На критика надо учиться и много практиковаться в написании критических текстов, а блогером можно назвать себя самому, если твои записи про книги читает хоть кто-то не знакомый тебе лично. Поэтому и уровень писательского мастерства блогеров очень разнится.

Порог вхождения для читателей тоже разный. Читать критиков, как правило, начинают люди с неплохой литературной подготовкой, даже если они сами её для себя проводили. Критики ближе к литературной вечности, и чтобы понять хорошего критика, нужно обладать определённым интеллектуальным багажом, опытом и списком прочитанного. Блогеры больше направлены на свою аудиторию, поэтому многих можно читать, даже если в целом знания о книгах и литературе пока ещё фрагментарны и невелики. Это не стоит утрировать до «критики для умных и образованных, а блогеры для подростков и дураков».

Во-вторых, степень мотивации и свободы. Книжные блогеры пишут не из-за денег (если им кто-то и платит, то это какие-нибудь хитрые сторонние проекты), не по работе, не по необходимости. Книжный критик очень часто представляет собой результат работы не одного человека, а группы людей — редакторов, корректоров, помощников в подборе книг под политику издания, для которого он пишет. В результате блогеры более свободны, но при этом менее организованны, а их тексты шероховаты; критики пишут более продуманно, но менее свободно. Блогер может позволить себе писать о чем угодно, как угодно и когда угодно, пока это кому-то интересно, а читатели блогов у нас такие разношёрстные, что на любой вариант найдутся свои люди.

 

Критик — это профессия. Блогер — это хобби, которое может перерасти в профессию (и необязательно в профессию критика или обозревателя), если блогер будет прилагать к этому усилия.

 

Расскажите, как ваша жизнь изменилась после победы в «_Литблоге»? Появились ли новые возможности и перспективы?

Сейчас я пишу для «Горького» благодаря тому, что меня заметили в «_Литблоге», но на самом деле редактор портала Константин Мильчин и без того открыт новым идеям, и с ним можно выйти на контакт и без всевозможных побед. Разве что времени бы больше понадобилось.

Надо признать, что различные литературные премии и прочие регалии не так хорошо работают на блогеров из регионов. Зато если вы в Москве живёте, то это наверняка даст бонусы.

 

Ваш блог не только о книгах, но и о книжном мире и блогосфере в целом. Вы изначально задумывали такой формат или так «просто сложилось»?

Изначально я не разрабатывала никакой концепции или формата блога, потому что начинала довольно давно и книжных блогов тогда было крайне мало. Просто писала, о о чём хотелось, а потом смотрела, что из этого мне дальше интересно освещать, а что — не очень. Метод проб и ошибок сам по себе неплох, но в случае с книжными блогами требует очень много времени. Я считаю, что будущее всё-таки за блогами с более чётко оформленной темой, чем просто «всё о книгах».

 

Бывает ли так, что вы устаете от книг? Как вы «разгружаетесь» в такие моменты?

У меня бывают периоды отчаянной «нечитухи» стабильно несколько раз в год. Чаще всего читать не хочется где-то неделю, но однажды не получалось целый месяц. В это время я всё равно что-то читаю для тех проектов, перед которыми у меня есть обязательства, но для себя стараюсь занять время чем-то совершенно другим, и «нечитуха» сама по себе рассасывается. Тут банальное переключение досуга, у меня нет каких-то ошеломляюще интересных хобби: смотрю фильмы и сериалы, гуляю или отправляюсь в поездку.

Иногда голова устаёт от хорошей литературы, о которой нужно как-то сложить и выразить мнение. Тогда я просто читаю всякую ерунду, чтобы разгрузиться: попаданцы в магическую академию, плохой селф-хелп — что-то вот такое. Настолько плохо, что уже даже хорошо, прорывает читательский блок. Но это метод не для всех, только если есть время, которое не жалко тратить на подобную разгрузку.

 

Чем, на ваш взгляд, может зацепить нынешнюю аудиторию блог о книгах?

Сразу несколькими вещами. Во-первых, тематикой. Мне кажется, что блоги на определённую тему выглядят интереснее и продуманнее. Литература какой-нибудь одной страны, переводная литература, янг-эдалт, какой-то определённый подвид фантастики, медицинский нон-фикшн — какие-то такие кусочки пазла, которые читатели будут собирать себе в ленту из разных блогов.

Во-вторых, личностью. В отличие от текстов профессиональной критики в текстах блогеров часто смотрят на эмоциональные и личностные зацепки. Легко полюбить человека, с которым есть что-то общее, или чей ход мысли тебе нравится.

В-третьих, организованностью. Сама я считаю, что блоги можно писать как угодно и постить новые тексты с какой угодно периодичностью. Потому что я владелец блога и эгоист, мне хочется, чтобы блог был уютен лично мне, как домашние тёплые тапочки, чтобы он приносил только положительные эмоции. Но если кто-то сможет выйти из зоны комфорта и принять решение, что в книжном блоге должно быть регулярное наполнение, взаимодействие с аудиторией и какие-то действительно воплощающиеся в жизнь планы, то это отлично.

 

Традиционный, но важный вопрос: что бы вы посоветовали начинающему книжному блогеру?

Ох, советов у меня много. Важнее всего, наверное, не бояться начинать — это останавливает очень многих. Не бояться сделать что-то не так, ошибиться, написать глупость, не бояться кому-то не понравиться и получить резкий ответ. В интернете очень много людей, всем понравиться невозможно; даже если ты сладкий пряничек, кто-то обязательно скажет «фу» про твои размышления, а кто-то специально будет скакать за тобой день и ночь, только чтобы это «фу» высказать лично и как можно громче.

Постарайтесь сделать так, чтобы вам было максимально комфортно писать, даже если вам кажется, что наиболее успешные модели блогов выстроены по-другому.

Главное, чтобы книжный блог был приятным и удобным для вас лично, тогда вам всегда захочется вернуться, написать больше и прочитать больше.

Читатели, которым такая модель подходит, со временем подтянутся, может быть, не так быстро, как в других вариантах, но зато вы не потеряете запал писать и блог не превратится в обузу.

Не слушайте никаких советов, даже моих. Если у вас внутри что-то противится какому-то совету, то смело шлите его лесом. Например, я бы вот посоветовала читать поменьше книг, которые и так у всех на слуху и мелькают в каждом блоге. Но что, если вам такие книги очень нравятся и составляют большую часть чтения? Вы что, хуже и «попсовее» других? Нет, смело шлите такой совет лесом, так же, как и чужое оценочное суждение. А вот если советы не вызывают внутреннего протеста и не ломают ваше я, то прислушивайтесь и пользуйтесь.

 

Какие площадки кажутся вам наиболее эффективными для ведения блога о книгах?

Оценивать эффективность не могу, потому что это категория, которая мне совершенно неинтересна. Скажем так, искать аудиторию в социальных сетях сейчас уже поздновато, их время прошло. Да и если начать писать на фейсбуке*, в довольно агрессивной среде, то руки могут быстро опуститься. Stand-alone блог трудно найти тем, кто хочет читать про книги. Это надо либо вкладываться в рекламу и заниматься совершенно не книгами, а продвижением. Либо изначально иметь какой-то хороший старт. Инстаграм* хорошо подходит тем, кто работает с информацией визуально. Мне кажется, там ещё много чего нового можно придумать. К букстаграму вообще как-то с лёгким пренебрежением относятся, но я считаю, что совершенно зря. Телеграм хорошо подходит для тех, кто ориентирован на текст и быструю работу с аудиторией, но искать в нём что-то старое — сущее мучение. Идеального варианта нет.

Мой выбор — телеграм плюс подспорье в виде постоянной информации (кусочек stand-alone блога, рецензии где-нибудь на гудридс или лайвлибе); инстаграм* или подкаст. Если есть техническая возможность поговорить о книгах, то на это тоже большой спрос, особенно если вы интересный собеседник.

Ещё интересная и малоизученная книжниками сфера — рассылки на почту. Лайфстайл-блогеры, редакторы и тематические блогеры успешно их применяют, почему книжники так редко пользуются? Непонятно, тема-то хорошая.

 

В этом году вы стали членом жюри «_Литблога». Какие у вас ожидания от участников конкурса?

Я надеюсь, что найдутся каналы (именно во множественном числе), которые способны познакомить и подружить с современной русской литературой тех людей, которые её не читают. Это могут быть малочитающие люди, которые пугаются изобилия книжек и затруднённого выбора чего-то нового для чтения, это могут быть многочитающие люди, у которых есть какие-то предубеждения против совруслита, это могут быть читатели-подростки, которые как раз доросли до чего-то новенького. Не знаю, каким образом это может быть реализовано, но я сейчас в книжном пространстве чувствую это сложное положение современной русской литературы. Ей интересуются либо профессиональные и полупрофессиональные читатели, так сказать, окололитературные люди, либо серьёзные ребята, которые особенно по блогам не ходят. А в совруслите есть чего почитать! Не хватает навигации. Если кто-то из участников «_Литблога» сможет заинтересовать новую аудиторию и выйти за рамки стандартного «прочитал книгу — описал впечатления на 2500 знаков», то это будет прекрасно.

 

А какие книжные блоги вы читаете сами?

Почти все телеграмные. Мне кажется, что книжных каналов, которые я не читаю, крайне мало. Наверное, только самые крошечные. У меня в списке их больше двух сотен, но практика показывает, что мы обычно преуменьшаем количество каналов, которые читаем в телеграме, так что их может быть ещё больше.

В соцсетях не читаю ничего, ютьюб не смотрю. Подкасты слушаю не серийно (то есть все подкасты одного ведущего или проекта), а тематически. Если тема заинтересовала, то слушаю, кто бы ни был автором. В инстаграме* почти ничего не смотрю, потому что у меня в голове красивые картинки плохо соотносятся с книжной реальностью, а текст мне там трудно читать.

Возможно, я слишком долго варюсь в телеграмном котле, и пора выбираться дальше из этой зоны, следить за чем-то ещё, но я пока не знаю, за чем именно.

 

Юлия Сибирцева

* Instagram и Facebook - запрещённые в России соцсети.