• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ты – это ты. Либо никто»

В сентябре в Москве открылась выставка, посвященная творческому пути и непростой судьбе советского писателя, поэта, драматурга и журналиста Юрия Олеши. Яна Москаленко посетила выставку и узнала о том, почему Олеше непросто дались советские двадцатые, почему его перестали издавать и как стать известным после издания одного романа

Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, Л.В. Никулин, В.И. Стенич (Сметанич) на Первом съезде советских писателей.

Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, Л.В. Никулин, В.И. Стенич (Сметанич) на Первом съезде советских писателей.
Гослитмузей

В доме И. С. Остроухова в Трубниках тихо, тепло, хотя за окном осень, сырая, неуютная. В комнате, где расположена основная композиция, на серых стенах – чужая жизнь в бежево-желтых тонах, наполненная и вдохновеньем, и любовью. Но боль и меланхолия, вязнущие в алкоголе, тоже там. 

 

Выставка открыта вот уже второй месяц, но, по словам куратора Натальи Громовой, интерес к Олеше не ослабевает. Удивительная и трагичная судьба писателя завораживает всех, кто увлечен литературой. Представленные фотографии, карикатуры, старые издания, письма и черновики, исчерканные карандашом, превращают дела давно минувших дней в нечто осязаемое, полновесное. Хотя мне все же кажется, что по-настоящему уникальной выставку делают рассказы Натальи: в ее устах и Юрий Олеша, и Катаев, и Симочка Суок обретают плоть и кровь. Слушать Наталью – сплошь удовольствие да восхищение, поэтому я мысленно внесла кураторские экскурсии в личный to do list. И Вам советую. 

 

Нам рассказывают о семье писателя, о детстве, которое Олеша провел в Одессе. После переезда в Москву он напишет: «Я не знал России. Я знал только Одессу «…» Это место сплава языков, здесь рождается уникальный языковой одесский колорит «…» У нас была другая жизнь, другой мир».

Разумеется, не обошлось и без любовной драмы. Пожалуй, в жизни Олеши была одна женщина, из-за которой он наделал немало глупостей.  Когда его родители хотели бежать в Польшу, произошел самый главный роман в его жизни. У живущих по соседству семейства Суок было три дочери: Лидия (будущая жена Багрицкого), Ольга и Серафима. Когда встает вопрос, бежать в Польшу или остаться с Симой, Олеша выбирает Серафиму. Родителей он больше не увидит никогда. 

 

Наталья рассказывает немало забавных, трагичных и удивительных историй, связанных с этой необыкновенной женщиной. Мне лично запомнился вот какой случай: 

 

– В какой-то момента Серафима уходит к Владимиру Нарбоку, – рассказывает Наталья, – то есть Нарбок фактически уводит Серафиму. Однако потом Олеша с Катаевым пытаются ее выкрасть. В процессе выясняется, что ей в принципе-то все равно, с кем быть. Поэтому, когда Сима встречает ребят на улице, она говорит, что с удовольствием вернется к ним. Тогда Нарбок приходит к Олеше и Катаеву, говорит, что если они ему не вернут ему любовь всей его жизни, то он застрелится прямо здесь, на пороге. Ребята поразмышляли, решили, что в общем-то нехорошо, если поэт погибнет, поэтому решили Серафиму отдать. Мертвого поэта перед дверьми они увидеть не хотели. Поэта спасли, но Олеша остался с разбитым сердцем.

 

В повествование о жизненный перипетиях Юрия Олеши Наталья вплетает мотив его творчества. Удивительная ситуация получается: написал Олеша не так уж много, однако успех его ждал поразительный. 

 

В 1927 г. вышел, пожалуй, самый знаменитый роман Олеши – «Зависть». В ходе выставки у Вас будет возможность услышать краткое содержание романа, при желании затронуть его ключевые проблемы, ибо произведение действительно уникальное. 

 

– Это единственное время, когда такие романы возможно было писать, – отмечает Наталья, – в тридцатые романы про заговоры писать было уже невозможно. Но это был двадцать седьмой год, и роман приняли на ура. 

 

Произведения Юрия Олеши переведены на множество языков, «Три толстяка» в 1966 г. экранизировали. Не забывают писать и критические работы. Так, Аркадий Белинков, русский прозаик и литературовед, разрушает «льстиво-леденцовые», как выразилась Наталья Громова, представления о том, каким был конец двадцатых годов, перелом эпох. Белинков стремился не просто обличить советскую действительность, но пытался определить закономерности ее существования, понять, в чем отличие сталинской конструкции от других «тиранических режимов». Благополучные двадцатые сменились новым десятилетием, где таким, как Олеша, уже не было места. Олеша, «типичный представитель законопослушной части советской интеллигенции», уступит цензуре и давлению нарастившего бюрократические мускулы мира советской литературы. Его герои-мечтатели никого не интересовали в новом государстве. «Запретив себе в искусстве быть собой, Олеша стал никем. Таков суровый и справедливый закон творчества. Или ты – это ты, или – никто,» – говорил об Олеше литературовед Александр Гладков. К сожалению, книгу Белинкова об Олеше «Сдача и гибель советского интеллигента» судьба также ждала непростая. Переписанная с присланных из СССР черновиков, она увидела свет сначала на Западе в 1976 году, а у нас вообще была опубликована двадцать лет спустя – в 1997 году, когда страны, которую знали Олеша и Белинков, уже не существовало. 

 

Организаторам, безусловно, удалось спроектировать выставочное пространство таким образом, что любой посетитель сможет посочувствовать не только невероятной и печальной судьбу Юрия Олеши, но и ощутить его таинственный магнетизм. Дом Остроухова в Трубниках не пустует, люди продолжают приходить, чтобы приоткрыть завесу тайны советского интеллигента. Мы застали даже японских туристов: оказалось, в Японии все еще продолжают переводить Олешу. 

 

Олеша ушел из жизни в шестьдесят лет. Предчувствовал ли он, что спустя столько лет мы будем сопереживать трагедии его жизни и творчества? Кто знает. 

 

Яна Москаленко