• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Праздник непослушания

В баре «Ровесник» прошла презентация тонкого литературного журнала «Незнание», который издают выпускницы «Литмастерства». Первый выпуск посвящен теме громкости. «Многобукв» рассказывает, что происходило на презентации

Праздник непослушания

Фото: Татьяна Филиппова

В тесном «Ровеснике» было не протолкнуться: в толпе смешались завсегдатаи заведения и те, кто пришел поддержать «Незнание».  Внушительная очередь в бар, толкучка у красного куба, оккупированного журнальным мерчем, критики и блогеры, пытающиеся протолкнуться поближе к сцене — казалось, что это «солд-аут», которого не ожидали ни авторы, ни читатели, ни сама редакция. «Градус» повышался и от ожидания только что напечатанного тиража: когда началась презентация, коробки с журналами вот-вот покинули типографию.

Звучащая речь авторов издания, гадание на первом номере, благотворительный буксейл, общение и танцы — все это сразу напомнило праздник с «фантами» в кругу друзей. В Москве, как по заказу, весь день хрестоматийно лил дождь, следы которого исчезли уже наутро. 

Вечер открывала Евгения Некрасова — она впервые выступила с поэтическим текстом «Музей Московского мусора». Интенция произведения задала тон: здесь все серьезно, давайте потише. Слегка тушуясь, следом выступила Таня Стефаненко, ее два стихотворения пролетели, едва касаясь голов, и вылетели в дверь. Тексты звучали с разной интонацией, высвечивая настроения друг друга: чтение Даши Кушнир напомнило остроумный стендап, Катя Белоусова и Тимур Валитов придерживались медитативного звучания, а Ваня Трофименко выпалил свой рассказ в формате громкого, монолитного «стихотворения», будто вызывая зрителей на рэп-батл. Пару блестящих «пуль» выпустил в толпу Миша Захаров, обращаясь ко всем сразу, он приглашал на честный, откровенный разговор. А Рита Трофимова читала страстно и переливисто свой рассказ про цикад. 

Так прозвучал первый номер — искренне и внятно, таков, кажется, сам голос журнала «Незнание», который, несмотря на кажущуюся «тонкость», звучит убедительно и громко. 

Фото: Татьяна Филиппова

«Многобукв» задал по вопросу соредакторам журнала Елизавете Каменской, Арине Бойко и Александре Гусевой.

 

Лиза Каменская

— Лиза, что является для тебя в этом номере предметом особой гордости?

— Самое хорошее в этом номере — то, что он вообще появился! Первый, долгожданный, неожиданно пухленький. Неправильным было бы мне как редакторке выделять отдельных авторов. К тому же, надеюсь, нам удалось так разместить тексты, чтобы от взаимного соседства они только выигрывали и лучше звучали.

 

Арина Бойко

— Арина, можешь поделиться, что было самым интересным в работе над первым номером?

— Финальный отбор текстов – тот момент, когда мы уже прочли все 468 заявок и номер стал собираться во что-то цельное. Это наполовину иллюзия, конечно, потому что тексты все разные, просто к тому моменту ты уже так много раз их прочла, что видишь сходства даже там, где их, возможно, и нет. Мы стремились объединить разные голоса, стили, интонации и даже разные сообщества под одной обложкой и достичь созвучия (тема номера — громкость). Этот процесс ридерства и последующего кураторства оказался захватывающим, хотя я понимаю, что он противоречит анти-экспертной позиции, отстаиваемой нашей редакцией. Всё же мы старались выступать не с экспертных позиций, а прежде всего, из читательских. Курировать литературный журнал может любой, кто задается вопросом: как выглядит мой журнал мечты?

 

Саня Гусева

— Саня, какие у тебя ощущения после презентации? 

— Больше всего впечатлило, как мы совпали с атмосферой пространства: кажется, «Ровесник» стал идеальной площадкой для того, чтобы представить наш первый номер. Кажется, будто у нас случился совместный день рождения, этакий «праздник непослушания», когда место, время, люди и повод сложились в мозаику; нам оставалось лишь плыть по течению.

Татьяна Филиппова, Саня Гусева

Фото: Татьяна Филиппова