• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Никогда не врите себе

Рецензия на свежий учебник «Сценарное мастерство», который не хочется закрывать

Никогда не врите себе

фото: Альпина нон-фикшн

В. Ширяев, Д. Котов

Сценарное мастерство. М, Альпина нон-фикшн, 2020


Авторы учебника «Сценарное мастерство» — сооснователи Высшей школы кино «Арка», продюсеры и сценаристы Вячеслав Ширяев и Дмитрий Котов  — сразу предупреждают, что не претендуют на лавры первооткрывателей какой-то уникальной методики или новой драматургической концепции. Большую часть упоминающихся в учебнике терминов и определений, а также правил и советов можно найти и в других книгах.

Тем не менее, «Сценарное мастерство» не воспринимается как компиляция. Свежа концепция учебника, сама подача информации. Язык — доступный и простой, интонация — дружеская, вдохновляющая. Ну разве не приятно узнать, что первый проект сценаристов и продюсеров легендарного ситкома «Друзья» с треском провалился, а Лев Толстой переписывал некоторые страницы «Войны и мира» по сто раз? Эти примеры приведены в учебнике для иллюстрации тезисов о том, что героев надо брать из жизни (как это сделали создатели «Друзей» после неудачи с предыдущим проектом), а многократное переписывание текста — это нормально (даже для гениев).

     Ширяев и Котов максимально десакрализируют процесс написания сценария. Сценарий — это не литература, не самодостаточное произведение. С точки зрения авторов, сценарий в первую очередь – производственный документ, в соответствии с которым будет создано самостоятельное произведение — фильм. «Нет ничего более технологичного, чем работа сценариста. 

Написание хорошего сценария — это последовательное использование инструментов и алгоритмов, освоить которые под силу даже ребенку». 

     В то же время для создания выдающейся истории сценаристу необходим жизненный опыт. А если этот опыт был травматичным, написание сценария «может быть для автора своего рода терапией, помогающей справляться с внутренними демонами и быть чем-то наподобие мостика к гармоничному сосуществованию с самим собой». Ширяев и Котов знакомят нас с понятием «голый автор», согласно которому автор должен себя «препарировать», должен не бояться «раздеться» и найти свою боль, страх. «Запоминайте свои эмоции. И не врите, никогда не врите себе, — призывают создатели учебника, — Не бойтесь самих себя. Ваш лучший консультант в написании сценария — это вы сами! Так примите же себя и двигайтесь дальше!» 

В учебнике последовательно и подробно разобраны азы сценарного мастерства. В главах, посвященных герою, авторы приводят краткое описание основных типов расстройства личности и рекомендуют изучение учебников по психологии и психиатрии — эти знания помогут вам в создании реалистичного и объемного персонажа. «Не приступайте к созданию сценария без глубоко проработанного образа героя!

Сюжеты вторичны! Герои делают ваш фильм неповторимым и захватывающим!»

Из раздела о сеттинге вы узнаете, что такое «правило одного волшебства» и как придумать достоверный мир истории. Вы узнаете, как с помощью приема «тень героя» обострить основной конфликт и почему автор не должен «подсуживать» ни одной из противоборствующих сторон. Правило «но — поэтому» поможет вам избежать нелогичности и случайности в истории: любая сцена в фильме связана с другими сценами логическими связями и действиями персонажей, у каждого из которых своя мотивация.

Несколько глав учебника посвящены анализу классической трехактной структуры. Новичкам этот разбор будет крайне полезен, а опытным сценаристам может быть интересна часть, в которой описываются условия для перехода истории в «автоматическом режиме» (без усилий автора) на кульминационный уровень и рекомендации по формулированию темы.

«Формулирование темы — процесс не слишком простой и не слишком быстрый, — пишут авторы учебника, —

Это все равно что вбить колышек в землю, привязать к нему козу и пустить ее объедать траву вокруг колышка.

Иногда имеет смысл дать козе побегать по лугу. А там, где она найдет самую сочную травку, — уже и установить колышек “темы”. Пока коза свободно перемещается в поисках самой вкусной еды, можно не раз и не два переосмыслить уже написанное».

     Что такое хай концепт, саспенс, скрытая ирония, откровение, закладка и анонсирование будущего? Как написать логлайн и синопсис, который заинтересует любого продюсера? Зачем нужна «разность потенциалов» и схема «неизвестность — узнавание — осознание — обновление» в каждой сцене? Как сделать диалоги драматургически плотными? Учебник «Сценарное мастерство» — это действительно экспертное пошаговое руководство, как заявлено в аннотации. В конце каждой главы и в финале книги приведен «чек-лист» — своеобразное повторение пройденного, по которому можно проверить свой сценарий на соблюдение драматургических законов и правил.

«Когда настанет время писать первый сценарий, обязательно положите свой чек-лист перед глазами и освежайте в памяти все то, без чего полет вашей фантазии окажется совершенно напрасным!» — советуют авторы учебника.

Они же рекомендуют перед чтением посмотреть фильмы, анализ которых приведён в учебнике. В этом списке почти нет авторского кино, внимание сосредоточено на жанровом кинематографе. Ширяев и Котов уверены:

прежде чем писать артхаусный сценарий, надо написать десяток жанровых.

Перед тем как нарушать правила, надо изучить эти правила и уметь их применять. 

 

Юлия Лысова