• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кикимора против Дэвида Линча

Кого выбрало в первом сезоне жюри первой независимой премии для молодых авторов и кто и почему попал в шорт-лист?

Кикимора против Дэвида Линча

«ФИКШН35» – литературная премия для молодых авторов, в которой могут участвовать писатели до 35 лет включительно. Совсем недавно завершился первый сезон премии, и мы попросили Маргариту Юшину разобраться, какие книги попали в короткий список премии и за счет чего победитель завоевал главный приз.


В первую очередь надо отметить, что жюри отбирало прозу и только прозу – произведения других жанров жюри, к сожалению, не отбирает. Поскольку основной целью премии является широкое обсуждение работ молодых авторов, на протяжении всего сезона организаторы проводили публичные дискуссии и встречи на различных площадках, в которых участвовали не только члены жюри в составе пяти человек, но и максимально широкий круг экспертов. Короткий список премии определился на публичной дискуссии, на которой каждый из членов жюри мог рекомендовать для попадания в шорт-лист до трех книг, объясняя свой выбор. В этом году в него вошли восемь произведений – на них и остановимся подробнее. 

Книга Азамата Габуева «Холодный день на солнце» вышла в книжной серии критика Валерии Пустовой. В своей рецензии она пишет: «Эта книга похожа на зеркальную анфиладу, где в бесконечности отражений теряется оригинал. О том, чем живет молодая Осетия, здесь рассказано от лица мужчины и женщины, вольнодумца и традиционалиста, правдоискателя и карьериста, интеллектуала и обывателя. Две истории, в каждой из которых по два непримиримых рассказчика, создают захватывающую качку мнений.

В чьих глазах Осетия — настоящая? — определить так же трудно, как ответить на известный риторический вопрос: легко ли быть молодым?»

По словам самого автора, его книга – не про Осетию, а про людей – тех, которые пытаются найти ответы на непростые вопросы о себе и своем месте в жизни. Словом, о тех универсальных проблемах, которые волнуют умы молодых людей в любом городе и в любом месте.  

«Поселок на реке Оредеж» – книга Анаит Григорян, повествующая о двух девочках из многодетной семьи. Жизнь Кати и Лены Комаровых складывается нелегко из-за семейных неурядиц, бедности и надвигающегося кризиса. События романа разворачивются в деревне: таким образом, герои оказываются помещены в ограниченное пространство, в котором, казалось бы, нет ничего, кроме уныния и безысходности. Но Кате и Лены удается найти выход из этой ситуации – пусть и несколько необычный.  

«Маннелиг в цепях» – вторая книга Ильи Данишевского, написанная в своеобразной форме, ставящей перед читателем вопрос: это стихи или проза? В предисловии к изданию Елена Фанайлова пишет, что «это книга об отце и матери. О наших отцах и матерях, как они нам рассказывали о роке и роде, о семейной истории... Это книга о войне, которая будет длиться, пока распадается Советский Союз.... Это обо всех наших любимых». Это книга о событиях и впечатлениях прошлого, об их восприятии в настоящем, об осознании и переосмыслении. 

Книга Анны Клепиковой «Наверно я дурак» (которая является одновременно материалом для диссертации) представляет собой антропологический роман, повествующий о том, как автор провела несколько лет, работая в учреждении для людей с особенностями физического и умственного развития. Текст балансирует на грани автобиографичкской прозы и научного исследования. В книги довольно большое количество героев – не только подопечных этих самых интернатов, но и работников и волонтеров. Читатель знакомится с повседневной жизнью учреждения через детальные описания и многочисленные подробности, сопровождающиеся рефлексией самого автора над происходящим.

Книга Константина Куприянова «Желание исчезнуть» - роман о том, как ветеран войны обнаруживает, что про войну никто не помнит. Главный герой Кузьма отправился на войну на Донбассе добровольцем и провел несколько лет в зоне боевых действий. После полученного ранения ему приходится вернуться домой в свой маленький городок и попытаться привыкнуть к мирной жизни, в то время как его неотступно преследуют призраки прошлого. 

Роман Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» повествует о девочке Кате, которая живёт с родителями в подмосковном городе в обычном доме. У нее в жизни все не ладится: взрослым нет до нее дела, а одноклассники постоянно издеваются. И вот когда жизнь становится совсем невыносимой, на помощь Кате приходит странное существо - Кикимора. Вместе они пытаются добиться справедливости и изменить свою жизнь.

«Голова-жестянка» – повесть Серафимы Орловой, рассказывающая о взрослении девочки Жени. Главная героиня возвращается к привычной жизни после того, как оказалась в больнице, но окружающий мир стремительно меняется. Отношения с лучшим другом испортились, и Женя пытается разобраться в себе и своем сложном характере. Она начинает посещать кружок робототехники, который становится для нее способом уйти от проблем и найти себя. 

Книга Артема Серебрякова «Чужой язык» представляет собой сборник рассказов, включающий в себя тринадцать текстов (двенадцать рассказов и одноименная повесть). «Чужой язык» – история о небольшом провинциальном поселении с говорящим названием Великая Грязь. Герои слушают, но не слышат друг друга, как бы говоря на разных языках. Рассказы, вошедшие в сборник, тоже неоднородны по своему стилю и содержанию, что делает книгу образцом «разных языков». Прозу Серебрякова впервые опубликовал портал «Прочтение», а издатель сравнил его ни много ни мало с Дэвидом Линчем. И хотя собственно линчевского в сборнике мало, заряда странности и мистической красоты текстам Серебрякова хватило, чтобы оставить позади других кандидатов из шорт-листа премии. 

Победитель премии «ФИКШН35» определился на финальной дискуссии, во время которой каждый из членов жюри может открыто проголосовать за одно или два произведения, объясняя свой выбор. Финальное мероприятие первого сезона премии для молодых писателей прошло в форме Фестиваля современной русской литературы. Оно было организовано совместно с московской Библиотекой им. Н.А. Некрасова. В течение всего дня писатели, критики и блогеры говорили о разных сторонах издательского и писательского дела, вместе с аудиторией обсуждали вопросы авторского права, различные способы продвижения и самопродвижения авторов, какие литературные тенденции преобладали в 2010-х годах и что мы будем читать в новом десятилетии. Наконец, заключительным этапом стала финальная дискуссия, в рамках которой был определен победитель премии «ФИКШН35». Члены жюри высказали свое мнение о прелагаемых ими книгах, обсудили между собой критерии, которые повлияли на их выбор и высказали свои субъективные впечатления от номинированных произведений. Кроме того, они коснулись вопроса о том, какие темы наиболее актуальны в текстах молодых авторов и о чем они считают важным писать. Наконец, лучшей книгой первого сезона «ФИКШН35» был объявлен сборник рассказов Артема Серебрякова «Чужой язык». 

 

Маргарита Юшина