• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Писатель как профессия»

Харуки Мураками
Эксмо, 2020
Перевод Е. Байбиковой

Рецензия Анны Ширминой

«Писатель как профессия»

О чём

Харуки Мураками – японский писатель и переводчик, известный в России романами «Охота на овец», «Норвежский лес» и «Убийство командора». Сборник эссе «Писатель как профессия» по форме выполнен как доверительная беседа на встрече с читателями.

Автор рассказывает о своём творческом пути длиной в тридцать пять лет. Сборник состоит из 11 бесед, в которых автор высказывается об отношениях с критиками и литературными премиями, с переводчиками и редакторами, с героями своих романов и собственным наитием.

Автор останавливает внимание читателя на способах выработки авторского стиля, поиске тем и методах создания литературных персонажей. Мураками называет себя писателем-романистом и подробно описывает процесс работы над крупной литературной формой.

 

Для кого

Эта книга для тех, кто боится. Боится критики, проигрыша в литературном конкурсе, отказа журналов и издательств. Своим примером и практическими советами по развитию упорства и выносливости автор помогает преодолеть страх перед делом (необязательно романом), требующим работы на пределе возможностей.

 

Прямая речь

«Единственное, что может сделать со своей стороны писатель, – посвятить все силы творчеству, чтобы после него остался хронологический ряд как можно большего количества «образцов». То есть, создать стройную систему текстов, накопить массу и объём смыслов, и для этого становится важным каждое мало-мальски внятное произведение».

Автор говорит о везении и о таланте, но вскользь. Пять-шесть часов за рабочим столом ежедневно. Четыре-пять основных правок готового текста плюс фрагментарные доработки эпизодов, в которых усомнились супруга или редактор.

 

Пять советов

Чтобы создать роман, необходимо:

1. Накопить как можно больше «натурального» материала.

2. Взять определённую тему и развивать её, помещая в разные контексты.

3. Увязать одно с другим, сделать всё осязаемым, выпуклым.

4. Испытывать возможности языка любым мыслимым способом, расширять по мере сил рамки его эффективности.

4. Уделять время работе над романом и уделять время ничего-с-ним-неделанию.