«Диско диско партизаны»
Организаторы и слушатели первого литературного клуба НИУ ВШЭ — о пользе литературных воркшопов и о том, почему полезно совмещать поэзию с прозой
В конце прошлого года в НИУ ВШЭ открылся Литературный клуб. Его ведущими стали выпускники программы «Литературное мастерство» Елена Тулушева и Алексей Колесниченко. Участниками клуба стали студенты и слушатели вуза, которые хотели попробовать свои силы в прозе и поэзии. За полгода ребята создали множество интересных этюдов и небольших произведений, часть которых была опубликована в литературных журналах. О том, как проходила работа клуба, которую не прервал даже карантин, зачем стоит собирать кружок единомышленников и какие работы создавали участники клуба, «Многобукв» узнал у организаторов и слушателей Литклуба.
Мы долго обсуждали формат Клуба, наши ожидания, наполнение курса. Столько идей, столько планов… Однако в итоге все-таки решили, что Клуб должен будет построить себя сам – в конце концов, это будет место для творческих людей, так пусть же и они получат возможность управлять этим процессом.
Литературный клуб ВШЭ еще совсем молод, неопытен и во многом еще только продолжает формироваться. Однако уже можно с гордостью сказать, что у нас получилось запустить этот проект, и ЛитКлуб хочет жить и развиваться дальше. На протяжении полугода мы вместе с участниками искали оптимальный формат встреч, создавали правила и обычаи, формировали базовые принципы работы. Мне было очень приятно работать со всеми: столько смеха, столько эмоций, бурные дискуссии, а главное – очень много прекрасных, удивительных текстов!
Семиврагова Нора, ВШЭ ОП «Филология», 2 курс
За это время Литературный клуб стал для меня перекрестком людей, текстов и мнений; пространством для непрерывной творческой коммуникации и развития; местом, где каждый текст преломляется сквозь призму восприятия десятка людей и преобразуется в нечто новое; максимально комфортной средой для самосовершенствования. Литературный клуб вдохновляет на создание собственных текстов, так как у тебя формируется представление о читательской аудитории и устройстве по-настоящему «цепляющих», небанальных произведений
Еще в декабре участники были для нас просто слушателями, приходящими из раза в раз. Медленно, шаг за шагом, мы узнавали их: обсуждали этюды и написанное ранее, все плотнее изучали творчество каждого. Хотя для многих, формат письма по заданию был самой сложной частью.
Коротеева Полина, политология ВШЭ
Что запомнилось больше всего? - Холодный пот при написании этюдов, когда первые 5 минут из 10 стараешься прийти в себя, ещё 4 минуты промахиваешься мимо клавиш, а потом появляется идея и начинает (наконец) литься текст – но уже время кончилось.
Михайлова Ася
Я столкнулась со своим главным врагом: перфекционизмом. Мне очень, очень сложно писать работы на время: всегда сложно раскачаться, хочется еще немного поработать, еще чуть-чуть поправить. Но написание этюдов за десять минут прямо на встречах помогло встать на путь борьбы с этой проблемой. Благодаря этим упражнениям стало легче приниматься за работу.
К концу года нам уже почти безошибочно удавалось определить автора текста, считать его уникальную манеру, заметить его любимые темы.
Как ни странно, нам удалось объединить поэтов и прозаиков (хотя изначально мы планировали разделить их): все они на равных участвовали в обсуждениях, предлагали свои произведения, спорили и соглашались, находили лучшее и предлагали, как можно исправить ошибки. К каждому занятию участники старались готовить полноценные рецензии на тексты друг друга.
Гульнара Апакова
Важно и полезно было оказаться среди единомышленников, иметь возможность разбирать техническую и смысловую составляющую текстов, получать обратную связь. А также, учиться анализировать чужие тексты.
Семинары проходили совместно по курсу поэзии и прозы, что дало мне, прозаику, импульс снова увлечься поэзией. Давно не читала стихотворений, но благодаря клубу вновь очаровалась ритмикой и рифмой. Читая поэзию, поняла, как это важно для прозаика: стихотворения расширяют словарный запас, учат образности, заставляют размышлять над природой множественности трактовок и смыслов.
На наших занятиях проводились и встречи с уже состоявшимися писателями и поэтами: участники заранее знакомились с творчеством гостя, готовили вопросы, а взамен получали дельные советы и рекомендации по совершенствованию мастерства.
На каждом занятии мы старались выполнять творческие задания. Это могло быть задание придумать цепляющую первую фразу рассказа, из которой впоследствии рождался рассказ. Одной из самых интригующих оказалось начало: «Сегодня кормить волков выпало мне» (Апакова Г., рассказ «Волчья»).
Во время карантина, когда творческий дух группы начал падать, мы предложили задание написать о том, как тебе не пишется. Поэты клуба отнеслись к заданию творчески:
Афанасьева Алина
Так я пишу стихотворение о том как длится
Непенешенепинепишение:
Непишение шет, и непение шет.
Не пишеет: нет пеи, и шении нет.
Ше не ши. Не не ни, не пишение
И не ше. Шшш… И не ше…
Не непишение — непение.
Непишитете те непения,
Нетешитете тени шипение!
Шепнитете: «непишение».
Шеститсишие:
«Не пиши», — шипят тени тиши.
Спеет песня, и сеет пение.
Песни сеяние — несение
Нетишения и… непишение!
Не теснится тиши сипение —
Песня истиннее тиши!
Пятистишие:
И не шетется
И не шипится
И не сеется
И не пише
Тся!
Вообще карантин подал нам много идей для упражнений. Несмотря на то, что мы перешли в онлайн формат, количество наших участников не уменьшилось, а продуктивность в какой-то момент начала расти. Мы писали рассказы от лица застрявших на лайнере, писали этюды по фразе «Я уже начал забывать» и этюды с фразой «Что будет потом»…
Татьяна Шашкова
Когда ты выйдешь,
что будет потом?
Потом останутся сентиментальные письма
со всех фронтов,
декабрьская роза ветров
в городе спичечном,
цветы, усохшие в коричневое,
обои цвета пожухлого сада
(их клеила твоя мама),
стены за ними кирпичные,
горы одежды на одно лето –
олимпийки, порванные собакой,
в ванной останется удушающий запах лака,
в дымке утренней гора кипарисовая
тоже останется,
фантики от ирисок,
и след цифровой
со всеми любимыми порно-актрисами
и статьями о творчестве Сартра и Кандинского.
А в конце года участники писали магические рассказы. Ничего конкретного – фэнтэзи или сказка, фантастика или магический реализм. Любой формат, просто чуть-чуть уйти от реальности. В итоге у нас появилось несколько полноценных добротных рассказов. Если разрешите опубликовать, то вот здесь можно указать, что скоро выйдут на сайте многобукв.
Кроме того, участники ЛитКлуба учились писать рецензии и на профессиональные тексты из длинных списков Литературный Премий этого года. Некоторые из них были опубликованы на серьезных литературных сайтах – Textura и ФОРМАСЛОВ.
Прекрасные полгода интересной работы, с удовольствием повторю еще!
Елена Тулушева
Большинство людей, пришедших в Литературный клуб, считали себя начинающими писателями и поэтами. Кто-то из них действительно был таковым, а к другим слово «начинающий» язык не поворачивался употребить с самого старта. Так или иначе, они положили начало клубу, и оно получилось ярким и многообещающим. Задание первого занятия – написать этюд «5 вещей обо мне».
Алена Белавежская
механика эмоций устарела
и желает скорейшего обновления
нет я не тело я другое
амортизация амортизация
диско диско партизаны
и я словно мокрая курица
какой ты придурок говорит цыганка
храни тебя Господь
а ты // уже танцуешь свой страшный танец / на шестерёнках?
часовщик работает без выходных
даже когда он спит
его делание не умаляется и плоды происходят
работа его души и есть душа
хотелось бы мне его понять
ну и как мне это понять
я вас внимательно слушаю
Из кружка по интересам занятия литклуба быстро превратились для меня в еженедельный продуктивный воркаут по генерации идей. С другой стороны, они стали тренировкой умения чувствовать большое будущее за едва родившимся замыслом, умения расширять границы собственного вкуса, постоянно трансформироваться как читатель, перемещать внутреннего критика из лагеря в лагерь и перенастраивать оптику, чтобы последовательно и по достоинству оценить сперва начало большого романа, затем концовку стихотворения, а после — межжанровый графопоэтический эксперимент.
Нора Семиврагова
это отсветы на листве, это с моря зовут,
и в ушах отдается биением крови
разноцветных стекляшек тончайший звук
и цветки сирени, растертые меж ладоней.
ты станцуй себя как молитву, как дождь,
как песок, текущий в ладонях, как плечо,
что теплом вперед направляет тело.
и люби, как луна любит светом ночь
и целует ее по ветвям горячо, –
to the moon and back – как всегда хотела.
Участники клуба оказались поразительно талантливыми, эрудированными и… разными. Пожалуй, после магистратуры «Литературное мастерство» мне не приходилось сталкиваться со стихийно сложившимся коллективом творцов, которые так сильно отличались бы друг от друга и при этом были настроены на взаимоподдержку, стремились проникнуть в литературные миры друг друга, оценить и помочь. Могу сказать, что в пространстве литературных институций, полном взаимного непонимания и борьбы за призрачное первенство, участникам Литературного клуба удалось совместными усилиями создать островок спокойствия. И это хорошо.
Алексей Колесниченко