• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Честный разговор про «Сад» Марины Степновой

С началом учебного года вновь заработал книжный клуб LiPA — регулярная встреча студентов и выпускников магистратуры за чашкой чая и обсуждением литературы, достойной внимания. В новый сезон, как и положено, пришла молодая кровь «Литературного мастерства» — первокурсники. После краткого знакомства и введения ребят в курс дела, начался живой и по настоянию «стариков» честный разговор о новом романе Марины Львовны Степновой «Сад». О главных выводах первого заседания клуба рассказала Лидия Хромовских.

Честный разговор про «Сад» Марины Степновой

О чем роман?

«Сад» повествует нам о жизни супругов Борятинских, оказавшихся в недавно купленном поместье с райским садом. Их дети выросли, а они с наслаждением принялись проживать свою идеальную жизнь. Но буквально с первым сорванным плодом в саду, райской жизни стало угрожать неприемлемое для того времени и сословия событие — сорока четырехлетняя княгиня забеременела. С этого момента поместье Анна и его обитатели начинают жить для будущей дочки и все, что происходит, происходит только вокруг нее — своенравной, независимой, особенной Туси, названной в честь Наташи Ростовой. 


Идти против правил

Еще до встречи клуба Марина Львовна, которую, конечно, все участники знают лично, загадочно намекнула, что в романе она нарушила некоторые писательские правила, и предложила на заседании их обнаружить. С этого квеста и началось обсуждение. 

Сложно сказать, кто в романе «Сад» является главным героем. Поздний ребенок Туся, с которой все завязывается в романе и на которой заканчивается целая эпоха? Доктор Мейзель, который был нам показан с разных сторон много и часто и значительно повлиял на воспитание Туси? Или может быть сам Сад? Этот вопрос остался риторическим. Отсутствие явного главного персонажа вводит в ступор настроенного на «правильный» роман читателя. Кроме того, на писательских семинарах учат, что главный герой должен меняться. Однако Туся (если все-таки она главная героиня) скорее сама всех поменяла, чем изменилось что-то в ней. И в этом участники отметили главное «иди против правил». 


Еще одно важное условие любого произведения в классическом понимании (а «Сад» претендует на классику, ведь написан в стиле романа XIX века) — герои как и сцены должны появляться для чего-то и как-то влиять на сюжет. Но у некоторых читателей остались вопросы: в чем была цель появления старших детей Борятинских, почему так быстро и незаметно оборвалась линия с князем, и для чего Туся до пяти лет была немой? Предположений и разгадок было немало. В конце концов сошлись на том, что роман «Сад» — это некая экскурсия, а Марина Львовна — экскурсовод, который водит нас и по романам 19-го века, и по судьбам главных героев, и по описываемому месту под Воронежем. Сама выбирает, что нам показать и рассказать, а мы послушно следуем и впитываем. 


Насыщенно, но не приторно

Добрая часть обсуждения была посвящена стилю и языку. Степнова вволю поигралась с бегунками насыщенности и красочности описанных сцен и эпизодов. Возможно даже уделила этому внимания больше, чем сюжету и композиции. Однако многие согласились, что это не мешало, а наоборот, создавало яркие запоминающиеся образы, которые обычно и остаются в сердце читателя. Также ребята согласились, что не выделенная знаками препинания прямая речь, — большое достоинство текста. Никто и не заметил, что общепринятые правила письма не соблюдены, речь героев органично вплеталась в авторский текст. Наверное поэтому одна из участниц клуба прочитала четырехсот страничный роман всего лишь за один день!

Интересно также, что действие романа разворачивается в XIX веке, но текст и язык героев воспринимаются читателем абсолютно современными. Даже некоторые идеи героев совпадают с мыслями человека наших дней. О самом актуальном и «больном» тоже поговорили. 


Туся — феминистка? А роман — феминистский?

Главной отсылкой к нашему «сегодня» является девочка Туся. Эта героиня точно опередила свое время по взглядам и поведению. Неизвестно с чего взяла, что она может получать образование и мечтать об открытии конного завода, может не носить платье и не стремиться выйти замуж, возмутительно! После нескольких кружек горячего чая на встрече разгорелся спор: Туся — феминистка? А роман — феминистский? И хотя мнения разделились, все отметили, что в тексте, безусловно, преобладает женский взгляд на бытовые вещи или взаимоотношения, и более того — в романе «Сад» возможно впервые ярко показан женский взгляд на 19-й век: роды и отношение женщин к ним, желание учиться, реализовываться, говорить то, что думаешь, занимать управляющий пост, мечтать и исполнять свои мечты самостоятельно, ни от кого независеть. И если этот роман не про феминизм, то уж точно там есть про неравенство мужчин и женщин. Это нейтральное слово успокоило и устроило всех. 


Любой жанр кроме скучного

Определить жанр романа «Сад» оказалось не так-то просто. Среди вариантов — роман воспитания, роман о воспитании, исторический роман, откуда-то из угла шептал даже феминистский роман, но его никто не поддержал. Сама Марина Степнова в своих интервью отрицала и роман воспитания, и о феминизме как о главной теме произведения говорила нехотя — об этом все прекрасно были осведомлены. Однако назвать роман историческим было бы тоже неверно, хоть и передача духа того времени была первейшей задачей писателя. В описаниях быта и углублениях в историю видна фундаментальная работа Марины Львовны со специальной литературой, отчего ни у кого из присутствующих не возникло сомнения в их подлинности. Тем не менее, как было сказано выше, современность страницам «Сада» не чужда. Размышление над вопросом жанра дало понять только одно — этот текст сложен и многогранен, он одновременно похож и не похож на все, что было до него, от этого он имеет свое очарование и свою уникальность, ведь несмотря на диалог с Чеховым, Толстым и Тургеневым, рука автора угадывается по первым строчкам. 

 

Репортаж Лидии Хромовских