Что прячут записные книжки
Почти каждый из нас хоть раз в жизни заводил личный дневник. Решительно ставил дату, вычерчивал «дорогой дневник» и вперед – рассказывать про нехитрые оттенки будней. А если мы скажем, что такие записи – еще одно хорошее упражнение для творческого письма, копилка для будущих идей и сюжетных поворотов? Что такое писательский дневник и как работа с записными книжками помогла известным писателям в их творчестве читайте в материале Софьи Ситниковой.
Существует стереотип, что дневник непременно представляет собой записи вроде «Сегодня я ел кашу», «Список моих обид за день» или «Когда я вырасту, я хочу стать писателем». Отчасти это правда, хотя на западе, например, ведение дневника считается практикой саморазвития и носит название «Journaling». Предполагается, что это помогает понять самого себя, организовать мысли и навести порядок в повседневных делах.
Но сейчас речь пойдет о совершенно отдельной категории - о дневниках писательских.
Кому и зачем это нужно?
Для писателя дневник – еще один рабочий инструмент. Это и практикум по творческому письму, и личные заметки, и наблюдения, и размышления, которые могут пригодиться при написании художественного текста. Для начинающих писателей дневник может стать отличным сборником упражнений по творческому письму.
Можно подходить к ведению дневника вполне осознанно и записывать то, что заранее обдумал. А можно использовать дневниковые заметки для того, чтобы остаться наедине с собой, и, находясь в неподвластном критике состоянии, структурировать непрекращающийся внутренний диалог и выплеснуть его на бумагу.
Еще дневник поможет вам «расписаться», побороть страх перед пустым листом (ведь в дневник всегда найдется, что написать) и способен стать отличной разминкой перед началом работы. Н у и, конечно, не будем забывать, что это – аналог записной книжки. Дневник можно носить с собой и записывать (или надиктовывать ) все, что вас осенило в метро, в душе или за едой. Среднестатистический человек под вечер не вспомнит и половины идей, пришедших ему за день, а вы не упустите ничего важного.
Еще одна польза для писателя – хотя и не столько очевидная – в том, что дневник позволит вам не только регулярно упражняться в разработке индивидуального стиля письма, но и позволит проследить динамику его развития. Для этого, ясное дело, дневник придется вести регулярно и довольно долго, но зато через год вы своими глазами увидите, насколько лучше стали писать. Или не стали – и это повод задуматься, что же вы делаете не так.
С чего начать?
В книге американской писательницы Джулии Кэмерон «Путь художника» описывается метод под названием «утренние страницы». Она советует каждый день утром писать от руки три страницы, высвобождая поток сознания на бумагу. Обязательно утром, обязательно три страницы, и обязательно нон-стопом. Эта своеобразная психотерапия, по мнению Кэмерон и многих её последователей, помогает избавиться от гнетущей самокритики, услышать свой внутренний голос, справиться с творческим тупиком.
«Утренними страницами» как своего рода медитацией пользуются всё больше людей, но есть и другие похожие практики, способные повысить навыки творческого письма. Обычный дневник, бумажный или электронный, с ежедневными или редкими, но вдохновенными записями, может стать регулярной практикой для писателя, приучит вас писать постоянно и дисциплинирует.
Что получится в результате?
Ведение личного дневника помогает копить мысли и впечатления, развивать наблюдательность, но самое главное — отключает внутреннего критика.
Есть два разных психологических подхода к созданию текста:
1) Писатель заведомо настраивает себя на успех, и, пытаясь впечатлить потенциального читателя, пишет не для себя, а для других. Это помогает работать с полной отдачей, но включает того самого внутреннего критика, который легко способен парализовать даже очень уверенного в себе автора.
2) Писатель пишет для того, чтобы писать. Никаких читателей, издателей, обзоров и рецензий. «Я пишу, и всё». В такой ситуации внутренний критик быстро отключается, и начинается полная свобода творчества.
Ведение личного дневника поможет начинающим осознать разницу между этими подходами и найти разумный баланс. Правда, в таком случае вам придется вести действительно личный дневник, доверять ему и писать честно, уделяя большое внимание деталям и изо всех сил сдерживая внутреннего критика.
Кому из писателей помогали личные записи?
Многие известные писатели вели записные книжки и дневники, пользуясь ими как рабочим инструментом. Например, А.П. Чехов записывал идеи, наброски к будущим текстам, забавные фамилии, анекдотичные сюжеты.
Вот, как выглядит подступы к рассказу «Скрипка Ротшильда»:
«У гробовщика умирает жена; он делает гроб. Она умрет дня через три, но он спешит с гробом, потому что завтра и в следующие за тем дни – праздник, например, Пасха // На 3-4-й день она все-таки не умерла; приходят покупать гроб. Он, находясь в неизвестности, продает; она умирает. Он бранит ее, когда ее соборуют. Когда она умирает, он записывает гроб в расход. С живой жены снял мерку. Она: «помнишь, 30 лет назад у нас родился ребеночек с белокурыми волосиками? Мы сидели на речке». После ее смерти, он пошел на речку; за 30 лет верба значительно выросла».
И это не единственный пример. По записным книжкам Чехова легко проследить историю написания пьес «Чайка» и «Три сестры», рассказов «Крыжовник», «Архиерей», «Душечка», «Человек в футляре» и многих других его произведений.
Евгений Замятин тоже записывал в блокноты наблюдения, диалоги, анекдоты и даже детские песенки. Некоторые сюжеты были им впоследствии проработаны, некоторые он так и не смог реализовать.
Одна из идей, которая так и осталась исключительно на страницах блокнота Замятина:
«Сюжет: Эмигрант-еврей, у которого всю семью убили во время погрома, все-таки тоскует по России».
Среди современных авторов следует отметить записные книжки Сергея Довлатова. Они состоят из наблюдений, фраз, ситуаций, образов – в разное время увиденных, услышанных писателем, но при этом написано все так блестяще, что еще при жизни автора записные книжки были изданы под названием «Соло на ундервуде» и «Соло на IBM».
«Выносил я как-то мусорный бак. Замёрз. Опрокинул его метра за три до помойки. Минут через пятнадцать к нам явился дворник. Устроил скандал. Выяснилось, что он по мусору легко устанавливает жильца и номер квартиры. В любой работе есть место творчеству».
И ещё одно из «Соло на IBM»:
«Сцена в больнице. Меня везут на процедуру. На груди у меня лежит том Достоевского. Мне только что принесла его Нина Аловерт. Врач-американец спрашивает:
— Что это за книга?
— Достоевский.
— «Идиот»?
— Нет, «Подросток».
— Таков обычай? — интересуется врач.
— Да, — говорю, — таков обычай. Русские писатели умирают с томом Достоевского на груди.
Американец спрашивает:
— Ноу Байбл? (Не Библия?)
— Нет, — говорю, — именно том Достоевского.
Американец посмотрел на меня с интересом».
Таким образом, блокнотик под рукой может стать промежуточным звеном между внезапным озарением и великим произведением, или просто хранителем новых сюжетов, интересных мыслей и наблюдений. В любом случае, попробовать вести писательский дневник и узнать что-то новое о самом себе – стоит.
Софья Ситникова