• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Какие книги пишут молодые российские авторы

Надежда Толстоухова рассказывает о серии «Роман поколения», вышедшей в «Редакции Елены Шубиной»

Какие книги пишут молодые российские авторы


Чем моложе автор — тем острее его проза. Современные российские молодые авторы пишут о детских травмах, описывают свой опыт и истории сверстников. Они не привыкли к конформизму и не боятся оголять «нерв эпохи». Они не избегают «острых» тем, не преклоняются перед авторитетом, ничего не принимают на веру. Они талантливы, а их голоса созвучны голосам тысяч молодых русскоязычных читателей.
В «Редакции Елены Шубиной» вышла целая серия книг молодых авторов, названная «Роман поколения». Сегодня мы расскажем о ней подробнее. Всего в серии вышло 12 книг. Это романы и сборники рассказов молодых писателей — Анны Немзер, Ксении Букши, Алисы Ганиевой, Павла Селукова, Ольги Брейнингер, Евгении Некрасовой и Анастасии Мироновой. Роман Мироновой «Мама!!!» вышел в серии последним. С него мы и начнем.
 
Русская провинция в 90-е глазами ребенка
«Мама!!!» – это история маленький девочки, живущей в начале 90-х годов на заводской окраине Тюмени. Самый большой страх пятилетней Саши — потерять маму и оказаться в детском доме. Даже если Саша знает, что мама дома, она все равно боится. Например, того, что мама забудет позвать ее с прогулки, и ей придется до ночи сидеть во дворе, бессмысленно раскачиваясь на старой, кем-то выброшенной кровати с панцирной сеткой. Этого боятся все дети Лесобазы, района на окраине Тюмени, поэтому под вечер дворы начинают разрываться от их криков: «Мама! Мам, ну, пора?».
Анастасия Миронова изображает жуткий мир «окраинных» девяностых так, как его видит ребенок — как данность, без нагнетания и сгущения красок. Перед читателем вереницей проходят кадры выхваченной из детского сознания действительности: вот обшарпанная общажная лестница, на которой так редко горит тусклая лампочка, вот надпись «Любка гнида» на стене, вот кучи дерьма, лежащие прямо на ступеньках. Попадешь случайно ногой — мама опять будет ругаться, отмывая. Лесобаза имеет специфический запах и по-особенному звучит, впивается в ноздри, в уши, в тело, проникает в поры.

«Время говорить»: Путь девочки-подростка к обретению себя
Из окраинной России начала 90-х мы переносимся в Израиль конца 20 века. Место действия книги Керен Климовски «Время говорить» чрезвычайно важно, потому что вся атмосфера книги проникнута духом этой непокорной земли, отобранной упрямыми людьми у пустыни. Героиня книги — девочка со странным именем Мишка — взрослеет и осознает себя через две культуры: Израиля, где родилась, и России, откуда приехали ее родители. Она проходит долгий путь, чтобы в конце концов принять себя и обрести свой голос.
Лейтмотив романа — одиночество юной девушки, которая в силу обстоятельств становится взрослее окружающих ее взрослых. В каждой из четырех частей есть ведущая тема и ведущий жанр: путешествие, семейная драма, детектив и трагикомедия с элементами итальянского нео-реализма. На стыке этих жанров и рождается пестрый, многоплановый мир романа «Время говорить», такой же необычный и поражающий воображение, как и сам мир Израиля.

«Неинтеллигентная» Пермь в рассказах Павла Селукова
Павел Селуков — молодой писатель из Перми, которого заметил и оценил мэтр современной российской прозы Леонид Юзефович. Осенью прошлого года в «Редакции Елены Шубиной» вышла дебютная книга Селукова «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы». Некоторые из вошедших в нее текстов написаны в жанре автофикшн и повествуют о жизни молодого парня, стремящегося к культурному развитию, в месте, максимально для этого не приспособленном – на окраине Перми в 90-е. Другие рассказывают о людях — весьма странных и совсем обычных — которых этот пермяк-повествователь встречает на своем жизненном пути. По словам литературного критика Галины Юзефович, Селукову удается «переплавить» самые неприглядные бытовые реалии провинциальный жизни в «высокую» поэзию, наследуя в этом Веничке Ерофееву и Сергею Довлатову.

Проза Евгении Некрасовой: сильные девочки и женщины и сильный русский язык
У молодой писательницы Евгении Некрасовой в серии «Роман поколения» вышли уже две книги: короткий роман «Калечина-Малечина» и сборник рассказов «Сестромам».
«Калечина-малечина» — это еще одна книга про детскую травму. Про то, к чему может привести нелюбовь и заброшенность. Про то, почему иногда маленькие девочки превращаются в кикимор. Катя живёт с родителями в маленьком городе вблизи Москвы на 11 этаже обычного панельного дома. Катю дразнят в школе и не любит учительница, на Катю всегда кричит отец, а маме всегда некогда: она работает в Москве, устает и ничего не успевает.
Это роман об отчаянии и непонимании, о поиске сочувствия и милосердии, о том, что монстром стать легко — если тебя никто не любит. Как отмечают критики, в «Калечине-Малечине», как и во всей прозе Некрасовой, соединяются магический реализм, фольклор и эксперимент, чувствуется влияние Гоголя, Ремизова, Платонова, Петрушевской.
Сборник «Сестромам» имеет говорящий подзаголовок — «О тех, кто будет маяться». И он многое объясняет. Красной нитью в сборнике проходит тема борьбы женщин с жестоким мужским миром за самоопределение, за право выбирать собственный путь. Книга во многом экспериментальная: в ней Евгения Некрасова сочетает тексты разных стилей, работает с фольклором, переосмысляет классические литературные сюжеты и характеры.

Путь неидеальной перфекционистки через полмира к обретению себя
Книга Ольги Брейнингер «В Советском союзе не было аддерола» — это, пожалуй, один из самых известных примеров автофикшена в современной русской литературе. Девочка, иммигрировавшая вместе с родителями из Казахстана в Германию в 90-х, разрывает все свои социальные связи и, столкнувшись с этой болью, решает никогда больше ни к чему не прирастать душой. Вместе с родиной она теряет интерес к оседлости и традиционному жизненному пути, становясь идеальным олицетворением «человека мира» и представителем нового поколения. Она рано достигает вершины карьеры, становясь помощницей известного профессора и главным человеком в его главном социальном эксперименте. И только достигнув вершины она понимает, что на самом деле вовсе не этого ждала от жизни.
Главная тема этой книги Ольги Брейнингер — глобализация и ее влияние на судьбу молодого поколения. А еще это книга от том, какой сильной может быть слабая девушка с анорексией и биполярным расстройством в анамнезе.

Новая проза с национальным колоритом от Алисы Ганиевой
Алиса Ганиева — молодой автор из Дагестана. И она — плоть от плоти земли, на которой родилась и выросла. Ее проза поднимает проблемы современного Кавказа — от социальных до религиозных. Именно поэтому среди читателей Ганиевой часто возникают дискуссии. Прозу Ганиевой или однозначно принимают, или столь же однозначно отвергают: равнодушных не бывает. Но никогда автор не жертвует художественной стороной своих произведений в пользу публицистичности. 
Изданный еще в 2015 году роман Ганиевой «Жених и невеста» повествует о судьбе современной дагестанской девушки. «Почему тебе уже 25, а ты еще не замужем?» — пристают к героине советчики. «Найдешь невесту к заданной дате, зал уже забронирован» — наказывают герою обеспокоенные родители. Свадьба на Кавказе — дело ответственное, самое важное. А тут еще вмешиваются гадалки и узники, сплетницы и любопытные, фанатики и атеисты.
Действие романа «Оскорбленные чувства» происходит в провинциальном российском городе. Однажды в жуткий ливень в машину к главному герою подсаживается неизвестный. С этого начинается калейдоскоп коррупционных страстей, любовных треугольников и детективных загадок. «Это сложно определяемая по жанру книга, и детектив, и нуар. Детективная канва была скелетом, но я ее извратила. Это псевдодетектив, здесь нет непосредственного убийцы — убийца более обтекаемый и тоже является жертвой. Это книга про тонкие границы между светом и тьмой — ведь у всех есть темные истории», — рассказала Алиса Ганиева, представляя книгу на Московской книжной ярмарке в 2018 году.

Анна Немзер стирает границы между беседой и романом
Роман шеф-редактора и ведущей телеканала «Дождь» Анны Немзер «Раунд» построен в форме вопросов и ответов, как хорошо знакомый журналистке жанр интервью. Каждая глава представляет собой диалог, и все они лишь к концу книги связываются в единую картину. Часть того, что описывается, происходит здесь и сейчас. Другие события имели место в прошлом, и в них принимали участие родители и старшие родственники героев книги. Так постепенно Анна Немзер раскрывает причинно-следственные связи поступков героев и их последствия. Вывод напрашивается сам собой: у всего в нашей жизни есть причина, и ничто не проходит бесследно.
«Дети, родившиеся в конце ХХ века, выросли и предъявили нам свой собственный новый язык, новую, сегодняшнего дня литературу с новыми героями и прежде немыслимыми ситуациями.
Любовь оказывается не только сильнее смерти, но даже сильнее самого пола. Проблемы все те же, вечные, но стремительно изменившееся время накладывает новые черты на мышление, на поведение, даже на отношение к самому себе — часто жесткое и беспощадное. Замечательный жест в сторону ушедшего и еще не ушедшего поколения, попытка взаимопонимания и примирения», - высказалась об этой книге Людмила Улицкая.
 
Ксения Букша как новый Достоевский
В современном Санкт-Петербурге работает автор, который с успехом переосмысливает традиционные петербургские темы (например, двойничества), и вдыхает в них новую жизнь. Это Ксения Букша — писатель, у которой в серии «Роман поколения» «Редакции Елены Шубиной» вышло уже три книги: романы «Рамка» и «Чуров и Чурбанов» и сборник рассказов «Открывается внутрь».
Роман «Рамка» — это откровенная социально-политическая сатира. В стране праздник — коронация царя. На Островки съехались тысячи людей, из них десять не смогли пройти через рамку. Не знакомые друг с другом, они оказываются запертыми на сутки в келье Островецкого кремля «до выяснения обстоятельств». И вот тут, в замкнутом пространстве, проявляются не только их характеры, но и лицо страны, в которой мы живём уже сейчас. По словам писателя Дмитрия Быкова, этот роман Ксении Букши «как всегда ослепительно ярок, свеж и тревожен. Как всегда, полон чёрного юмора, жестокости и того особого изящества, которое есть только в петербургской прозе».
Сборник «Открывается внутрь» состоит из нескольких историй случайно оказавшихся вместе людей. Все они — пассажиры петербургской маршрутки, которая едет с юго-западной окраины до центра Северной столицы. Истории этих случайных и неприметных людей и «открывает внутрь» Ксения Букша. Темы сборника вращаются вокруг главных «остановок» в жизни каждого человека — детства, взросления, поиска себя, болезни, смерти…
«Чуров и Чурбанов» — последний по времени выхода роман Ксении Букши. Именно он по-новому осмысляет традиционную для Петербурга тему двойничества. Двое так не похожих друг на друга главных героя — Чуров и Чурбанов — узнают, что кое-что общее у них все-таки есть. Их сердца бьются в одинаковом ритме, в унисон. Это значит, что вместе они могут излечивать любые сердечно-сосудистые болезни других людей, стоит только паре «синхронов» побыть с больным рядом какое-то время. Правда, если умрет один из пары, то погибнут и все, кто благодаря этой паре излечился. Так у Чурова и Чурбанова на двоих становится общим не только сердечный ритм, но и смерть.
 
Подводя итог сказанному, заметим, что прозу молодых авторов, выходящую в серии «Роман поколения» отличает, с одной стороны, острота и злободневность поднимаемых тем, а с другой — внимание к языку и культуре того общества, в котором автор вырос и сформировался.


Надежда Толстоухова