«Не начинай, если знаешь, что не сможешь закончить»
17 декабря прошла очередная встреча в рамках проекта «Литературные среды» в формате онлайн-диалога. Мы поговорили с писателями Шамилем Идиатуллиным и Дарьей Бобылевой о проблемах современной фантастики, вырождении жанров, поиске источников для своих произведений и о способах начать и продолжить свой путь писателя. Модератором беседы выступила преподаватель магистратуры «Литературное мастерство» Марина Львовна Степнова.
Дарья Бобылева, наиболее известная по роману «Вьюрки» (последний роман «Неучтенная планета»), при разговоре о тяге читателя к фантастической литературе, объясняет, насколько границы жанра размыты:
«Мне кажется, в принципе любая литература фантастическая. Мне вообще не очень нравится этот термин — возможность использования некого фан.допущения, потому что, когда мы сочиняем любой текст, мы используем фан.допущение. То есть допускаем существование в первую очередь наших персонажей, допускаем существование мировой справедливости, бога, вселенского зла, инопланетян, всего на свете! Я не читала книг более фантастических, чем книги о житье советских пионеров и производственные романы. Мы читаем фантастику для того же, для чего мы читаем в принципе. Любое художественное произведение – это некий портал, в который мы входим и попадаем в совершенно другой мир. Мы выбираем порталы в соответствии с какими-то личными установками и ожиданиями. Разделять читателей фантастики и читателей реализма – это немного неправильно, и это как раз приводит к образованию того жанрового гетто, на которое многие сильно жалуются. Оно приводит к вырождению жанров и к снижению читательской планки: когда читатель ждет своих попаданцев и совершенно не готов к полноценному фантастическому тексту с серьезной стилистикой, интересно завернутым сюжетом».
Шамиль Идиатуллин, 10 декабря ставший дважды лауреатом национальной литературной премии «Большая книга» (совсем недавно у него вышел роман, жанр которого трудно определить как чисто фантастический — «Последнее время»), рассказал нам, зачем он пишет фантастическую литературу:
«Я пишу книгу, потому что мне страшно хочется эту книгу прочитать, а ее нет. Например, умное фентези на материале какого-то народа, который живет у нас, а не где-нибудь в Туманном Альбионе или на побережье Студеных Морей. Никто не пишет такого, давайте я напишу, а вы на меня ругайтесь».
Дарья Бобылева согласилась:
«Мы пишем книги, которые сами хотим прочитать. И главное для нас, конечно, наш внутренний читатель. Мой папа, композитор Бобылев, всегда говорил, что любое творчество – это свойство психики. То есть это никакой не дар свыше, никакое не проклятье. Графомания – просто страсть писать, сочинять, изначально в этом термине нет никаких негативных коннотаций. Всем нам эта графомания должна быть как седьмое чувство, либо это есть, либо этого нет совсем».
На вопрос о том, с чего начинать свою историю: с героя, сюжета или проработки мира повествования, Шамиль отвечает:
«Всегда по-разному. На самом деле, самое грамотное — танцевать от героев, книжка-то про героев, про живых людей, про психологию, про то, как все нескладно и неладно, но люди последние 40000 лет примерно одинаковые. Когда всё начинается с очень интересного мира, плюс к этому довольно любопытный сюжетный поворот, который может действительно выращивать все заданные мне условия, это как раз интересно».
У Дарьи Бобылевой свой взгляд:
«Я начинаю с ощущения. Еду на работу в метро и тут — БАЦ. Я себе это визуально представляю, как сахарную вату: беру палочку, и всё накручивается вокруг одного момента, который становится ключевым. Он может даже не использоваться в финальном тексте. Я могу не знать, куда меня выведет кривая, но если нет идеи и героя, то точно ничего не получится».
И всё-таки, если говорить о фантастическом мире, Дарья рассказывает, что ей в создании произведений помогает фольклористика, московская топонимика. Шамилю в создании его последней работы очень помогла лингвистическая литература.
Многим слушателям было интересно, с чего начинать автору и как продолжить? Шамиль категоричен в этом вопросе: «Если не знаешь, с чего начать, лучше не писать. Но если вы пишете, дописывайте до конца. Количество написанных книг огромно, а книг, которых не написано, в тысячи раз больше». Дарья Бобылева согласна: «Садиться писать нужно тогда, когда точно знаешь, что дойдешь до конца».
Дарья начинала свой путь с литературных журналов и конкурсов. «Журналы продолжают существовать, их читают редакторы, некоторые могут вас заметить» . Она назвала конкурсы «Чертова дюжина», «Грелка», антология «Самая страшная книга».
Что касается популярной сейчас дискуссии на тему, нужен ли писателю личный брендинг, авторы ответили единогласно: «Нет». Шамиль выразил свою мысль так: «За писателя должен говорить его текст, брендингом занимается издатель. Мне кажется, это соединенный сосуд, и если мы увеличиваем часть, посвященную брендингу и маркетингу, то мы уменьшаем часть написания и придумывания текстов».
Соня Ситникова