• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не начинай, если знаешь, что не сможешь закончить»

17 декабря прошла очередная встреча в рамках проекта «Литературные среды» в формате онлайн-диалога. Мы поговорили с писателями Шамилем Идиатуллиным и Дарьей Бобылевой о проблемах современной фантастики, вырождении жанров, поиске источников для своих произведений и о способах начать и продолжить свой путь писателя. Модератором беседы выступила преподаватель магистратуры «Литературное мастерство» Марина Львовна Степнова.

«Не начинай, если знаешь, что не сможешь закончить»

Дарья Бобылева, наиболее известная по роману «Вьюрки» (последний роман «Неучтенная планета»), при разговоре о тяге читателя к фантастической литературе, объясняет, насколько границы жанра размыты:

«Мне кажется, в принципе любая литература фантастическая. Мне вообще не очень нравится этот термин — возможность использования некого фан.допущения, потому что, когда мы сочиняем любой текст, мы используем фан.допущение. То есть допускаем существование в первую очередь наших персонажей, допускаем существование мировой справедливости, бога, вселенского зла, инопланетян, всего на свете! Я не читала книг более фантастических, чем книги о житье советских пионеров и производственные романы. Мы читаем фантастику для того же, для чего мы читаем в принципе. Любое художественное произведение это некий портал, в который мы входим и попадаем в совершенно другой мир. Мы выбираем порталы в соответствии с какими-то личными установками и ожиданиями. Разделять читателей фантастики и читателей реализма это немного неправильно, и это как раз приводит к образованию того жанрового гетто, на которое многие сильно жалуются. Оно приводит к вырождению жанров и к снижению читательской планки: когда читатель ждет своих попаданцев и совершенно не готов к полноценному фантастическому тексту с серьезной стилистикой, интересно завернутым сюжетом».

Шамиль Идиатуллин, 10 декабря ставший дважды лауреатом национальной литературной премии «Большая книга» (совсем недавно у него вышел роман, жанр которого трудно определить как чисто фантастический — «Последнее время»), рассказал нам, зачем он пишет фантастическую литературу:

«Я пишу книгу, потому что мне страшно хочется эту книгу прочитать, а ее нет. Например, умное фентези на материале какого-то народа, который живет у нас, а не где-нибудь в Туманном Альбионе или на побережье Студеных Морей. Никто не пишет такого, давайте я напишу, а вы на меня ругайтесь».

Дарья Бобылева согласилась:

«Мы пишем книги, которые сами хотим прочитать. И главное для нас, конечно, наш внутренний читатель.  Мой папа, композитор Бобылев, всегда говорил, что любое творчество это свойство психики. То есть это никакой не дар свыше, никакое не проклятье. Графомания просто страсть писать, сочинять, изначально в этом термине нет никаких негативных коннотаций. Всем нам эта графомания должна быть как седьмое чувство, либо это есть, либо этого нет совсем». 

На вопрос о том, с чего начинать свою историю: с героя, сюжета или проработки мира повествования, Шамиль отвечает:

«Всегда по-разному. На самом деле, самое грамотное — танцевать от героев, книжка-то про героев, про живых людей, про психологию, про то, как все нескладно и неладно, но люди последние 40000 лет примерно одинаковые. Когда всё начинается с очень интересного мира, плюс к этому довольно любопытный сюжетный поворот, который может действительно выращивать все заданные мне условия, это как раз интересно».

У Дарьи Бобылевой свой взгляд:

«Я начинаю с ощущения. Еду на работу в метро и тут — БАЦ. Я себе это визуально представляю, как сахарную вату: беру палочку, и всё накручивается вокруг одного момента, который становится ключевым. Он может даже не использоваться в финальном тексте. Я могу не знать, куда меня выведет кривая, но если нет идеи и героя, то точно ничего не получится».

И всё-таки, если говорить о фантастическом мире, Дарья рассказывает, что ей в создании произведений помогает фольклористика, московская топонимика. Шамилю в создании его последней работы очень помогла лингвистическая литература.

Многим слушателям было интересно, с чего начинать автору и как продолжить? Шамиль категоричен в этом вопросе: «Если не знаешь, с чего начать, лучше не писать. Но если вы пишете, дописывайте до конца. Количество написанных книг огромно, а книг, которых не написано, в тысячи раз больше». Дарья Бобылева согласна: «Садиться писать нужно тогда, когда точно знаешь, что дойдешь до конца».

Дарья начинала свой путь с литературных журналов и конкурсов. «Журналы продолжают существовать, их читают редакторы, некоторые могут вас заметить» . Она назвала конкурсы «Чертова дюжина», «Грелка», антология «Самая страшная книга».

Что касается популярной сейчас дискуссии на тему, нужен ли писателю личный брендинг, авторы ответили единогласно: «Нет». Шамиль выразил свою мысль так: «За писателя должен говорить его текст, брендингом занимается издатель. Мне кажется, это соединенный сосуд, и если мы увеличиваем часть, посвященную брендингу и маркетингу, то мы уменьшаем часть написания и придумывания текстов».



Соня Ситникова