• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Словом и делом

Пословицу: «Делай добро и бросай его в воду» приписывают многим народам, вероятно, потому что о благотворительности не принято заявлять вслух. Между тем российские писатели в последнее время подают примеры, достойные для подражания. Мы собрали благотворительные инициативы, связанные как непосредственно с литературной деятельностью, так и находящиеся за её пределами.

Словом и делом

Тексты

Традиционно считается, что самый популярный жанр в настоящее время — роман. Действительно, малая проза продается не столь успешно по сравнению с длинными текстами. Тем не менее на книжном рынке стали появляться сборники весьма непохожих авторов, объединяющихся в целях благотворительности. Интересно, что подобные инициативы уходят корнями в XIX в. Так, в 1874 г. был издан сборник «Складчина», куда вошли произведения Достоевского, Гончарова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Средства от продажи сборника пошли на помощь голодающим Самарской губернии.


«Дом»

«Ночлежка», старейшая благотворительная организация, помогающая бездомным, и независимое издательство «Клаудберри» с помощью краудфандинговой платформы Planeta.ru в декабре 2020 г. завершили сбор средств на издание сборника «Дом». В него вошли художественные и публицистические тексты Евгения Водолазкина, Дмитрия Быкова, Михаила Шишкина, Алексея Сальникова, Дины Рубиной, Людмилы Петрушевской, Линор Горалик, Ксении Букши, Ольги Седаковой и других. Тематический диапазон рассказов довольно широк: детство, наследство, домашний арест, хотя все они так или иначе связаны с архетипическим для русской литературы вопросом дома и бездомья. Впрочем, издатели отмечают, что книгу можно воспринимать как полноценное художественное высказывание вне контекста благотворительности. Сбор средств на издание закрыт, однако поддержать инициативу по-прежнему можно, приобретя книгу. 


Книжные проекты фонда помощи хосписам «Вера»

В 2008 г. по инициативе издателя и благотворителя Олега Вавилова была издана «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно» («Эксмо»). Средства от продажи книги были направлены на помощь российским хосписам. Для книги объединились авторы, которых действительно довольно трудно представить под одной обложкой по разным причинам – от стилевых до идеологических. Однако для читателя это может стать преимуществом: есть возможность обнаружить для себя что-то новое, выйдя из зоны литературного комфорта. В книгу вошла короткая проза Владимира Маканина, Андрея Геласимова, Евгения Гришковца, Эдуарда Лимонова, Марины Москвиной, Виктора Пелевина, Татьяны Толстой, Владимира Сорокина и других. В сборнике были представлены новые, ранее не опубликованные тексты, например, фрагмент романа Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы». Несмотря на не вполне обычную историю появления сборника, в нем нет тематических ограничений: рассказы посвящены жизни и смерти, юности, любви, одиночеству. В 2010 г. проект продолжился «Книгой, ради которой объединились поэты, объединить которых невозможно», а в 2012 г. вышла вторая часть прозаического сборника.


«Такие дела: живем в России»

В 2019 г. издательство информационного портала «Такие дела» выпустило сборник «Такие дела: живем в России». Людмила Улицкая, ставшая редактором-составителем книги, отобрала двадцать историй, опубликованных на сайте «Таких дел». Многие из них — примеры того, как жизнь бывает страшнее и интереснее литературы. Лонгриды, вошедшие в сборник, в соответствии с профилем «Таких дел», находятся в поле социальной журналистики. Некоторые из них, как, например, текст Евгении Волунковой «Бердмены» об орнитологах со станции «Фрингилла» на Куршской косе имеют более «созерцательный» характер, другие, — например, материал Анастасии Лотаревой «Плохая мать» решают конкретные кейсы в области социальной политики в России. Это непростое, но все-таки нужно чтение о том, что тьмы вокруг, конечно, много, но и свет в ней светит. Покупая книгу, читатели поддерживают редакцию «Таких дел».


Персоналии 

Хорошие книги и не только

Людмила Улицкая, кроме того, известна как постоянный участник литературных вечеров в поддержку некоторых благотворительных фондов (например, «Нужна помощь»), однако писательница предпочитает это не комментировать. Стоит отметить интересный, но, к сожалению, ныне не существующий проект «Хорошие книги» Людмилы Улицкой и Екатерины Гениевой (Екатерина Гениева (1946 – 2015 гг.) — филолог, Генеральный директор Всероссийской библиотеки иностранной литературы с 1993 по 2015 гг. — Г.Б.). Цель проекта состояла в том, чтобы обеспечивать сельские и небольшие городские библиотекой качественными книгами, которые издательства предоставляли бесплатно или продавали по минимальной цене. «Причем, мы отбирали книги, действительно достойные прочтения, то есть не брали никакого мусора. Проект давно закрыт: у меня кончились деньги, да и без Кати Гениевой с ее колоссальными связями в разных библиотеках страны это оказалось почти невозможным», — говорит Людмила Евгеньевна. 


Нет автора круче, чем жизнь 

Среди авторов, в жизни которых слово и дело тесно связаны, — Полина Иванушкина , писатель и журналист. Полина  — составитель «Детской книги войны», первого сборника дневников, написанных детьми в 1941−45 гг. (премия Правительства в области СМИ); автор романа «Забыть-река» (опубликован в литературном журнале «Дружба народов») и детской книги «Барбара Эр не умела летать» («Качели», 2021 г.). «Барбара Эр не умела летать» − это небольшая повесть-притча о любви для тех, кто не отчаялся научиться летать, как говорит сам автор. А ещё — о дружбе, о том, как не опускать крылья или, наоборот, как научиться смиряться. Жизнь главной героини повести, Барбары Эр, наполнена трудностями — от колтунов в волосах до слипшихся от варенья страниц в тетради. Родители Барбары тем временем внимательно смотрят в планшеты и ездят в командировки. Жизнь девочки меняет одно странное существо — редкого вида богомол, которому, вероятно, предстоит научить Барбару бесстрашию и надежде. 

Начав как спецкор в еженедельнике «Аргументы и Факты», Полина затем стала директором по развитию благотворительного фонда «Аргументы и Факты. Доброе сердце» и постоянным автором текстов на портале «Такие дела».

«Я начала писать фандрайзинговые материалы пятнадцать лет назад: фонд «АиФ. Доброе сердце» вырос из ежемесячной рубрики по мотивам  читательских писем, — говорит Полина , — И эта работа всегда была очень органична работе спецкора, — командировки, люди, их судьбы — разве что акцент в конце другой: это история с открытым финалом, финалом, который может быть переписан. Другое дело, что это работа сделала уже со мной». Полина признается, что не знает, как именно из журналиста она превратилась в директора благотворительного фонда: «…наверное, просто доросла»

О взаимосвязи социальной журналистики и филантропии  в своей жизни Полина говорит: «Грань между социальной журналистикой и благотворительностью тонка, если вообще есть: сложно увидеть иной смысл в описании зла, чем в искоренении его, исправлении, ниспровержении, помощи, а уж методы, которые выберет журналист, общество, да самая жизнь, в конце концов —  это уже детали. И раз ступивши на эту жирную, черноземную почву переустройства мира, можно быть спокойным — к спокойствию уже не вернешься. Погрязнешь с потрохами. Будешь страдать, от этого страдания отстраняться, утопать в пафосе, наоборот — выхолащивать перо, выгорать и снова зажигаться. Это займет много лет и нервных клеток. Очень благодатная профессия. Это она делает тебя — а не ты эту работу. Благодатная —  но не благородная, нет, ни в коем [случае]. Путь искушений».

Возможно, с позиции простого наблюдателя кажется, что социальная журналистика сложна, прежде всего, из-за постоянного соприкосновения с вопросами жизни и смерти, однако Полина Иванушкина придерживается иного мнения: «…писать на темы жизни и смерти больше, чем легко. Мне кажется, труднее писать на темы, никак с ними не связанные — зачем? А эта дополнительная мотивация как раз всегда облегчает и смысловую нагрузку, и выбор зачина, и даже темпо-ритм текста. Я абсолютно уверена: не профессионализм позволяет переваривать фабулу, перемалывать ее в буквенную муку, включаться и выключаться на нужном месте эмоционально (да, я всегда в восторженном, пограничном состоянии, потому что нет автора круче, чем жизнь). А наоборот, как раз все происходящее внутри (между автором и героем, героем и его жизнью, автором и последствиями его текста — и все прочие сочетания) и растит профессионализм, оттачивает взгляд, учит различать эпический размах, сокрытый в любой самой тривиальной мелодраме, в общем, натаскивает тебя и профессии, и по жизни» .


Благотворительность в последнее время уходит из области привилегий элитарной части общества, становясь проще по методам и демократичнее по заложенному посылу. Филантропией в той или иной степени могут заниматься писатели и юристы, продавцы и ученые. Безусловно, у пишущих людей есть одно  преимущество в вечной борьбе  с вселенским хаосом — их слово. Однако важно помнить, что в будущем благотворительность должна достичь статуса не аномалии, связанной с вложением больших средств, доступных единицам, а обыденной практики, пусть в денежном эквиваленте равной стоимости хорошей книги или пары чашек кофе. Может быть, среди длинного списка новогодних обещаний (которые все мы непременно выполним) стоит выделить ещё один пункт – оформить ежемесячное пожертвование в рамках акции «Один рубль — много, когда нас много»


Галина Батюк