• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Многое в жизни надо упустить, чтобы начать чего-то стоить в своей профессии»

В ноябре 2020 вышла книга Дины Рубиной о creative writing —  «Одинокий пишущий человек». Конечно, мы не могли пройти мимо. Читайте рецензию выпускницы «Литературного мастерства» Анны Ширминой.

«Многое в жизни надо упустить, чтобы начать чего-то стоить в своей профессии»

О чём

Дина Рубина – классик современной русскоязычной прозы, мастер романной формы (трилогии «Русская канарейка», «Люди воздуха», «Наполеонов обоз» и др.)

В книге «Одинокий пишущий человек» Д. Рубина расщепляет на атомы процесс создания литературного произведения. Удаётся проследить не только за каждым шагом писателя, но за каждым его выдохом. Яркие фрагменты биографии создают образ человека, который всё время пишет книги и между делом успевает жить. Или не успевает:

«Многое в жизни надо упустить, чтобы начать чего-то стоить в своей профессии»

Делясь подробностями создания героев, поиска названия, выращивания побочных линий повествования, Д. Рубина открывает секреты многих своих романов. 

Помимо рассуждений о природе творчества и о способах решения художественных задач книга содержит красочные этюды о Венеции, Иерусалиме и других значимых географических пространствах, необходимых для освоения любому писателю:

«…другие города, другие деревья, другие лица и воздух – вот что омывает жизнь писателя, что протирает стёкла окуляров».

Для кого

Эту книгу нельзя пропустить начинающим романистам. Д. Рубина не только на конкретных примерах учит задавать тональность произведения при помощи языковых средств, выстраивать динамичные диалоги, насыщать пространство романа значимыми деталями, трансформировать истории из жизни в художественный текст, но и искренне сочувствует неврастении, неуверенности в себе и нездоровому перфекционизму, которые присущи многим авторам:

«…иссушающая пустыня бесконечной неудовлетворённости собой, грызоедство собственной души, неврозы, подавленная истерия, страшные сны; дурной характер и абсолютная беззащитность перед лицом реального мира».

Произведение «Одинокий пишущий человек» будет интересно и поклонникам таланта Д. Рубиной. Благодарный читатель отыщет в книге намётки будущих романов и фрагменты неизданных рассказов, а также ответы на вечные вопросы: «Зачем был убит мой любимый герой?» и «Как вы посмели разлучить двух влюблённых?»

Прямая речь

«Когда писатель перестаёт воспринимать человека как бездонный и неизведанный мир и, говоря о нём, употребляет какие-то клише – такому писателю очень скоро настанет капут. Нет! Раскрыть, даже вытаращить глаза, наставить по-собачьи уши, смотреть вокруг, как стрекозы смотрят – панорамным обзором. И слушать, слушать… И слышать!»

Д. Рубина делает акцент на внимании к человеку, провозглашает антропоцентризм художественной литературы. Хотя книга называется «Одинокий пишущий человек», но Д. Рубина собрала под обложкой большую компанию других авторов, так или иначе затрагивавших проблемы решения художественных задач в своём творчестве. Знакомясь с высказываниями В. Набокова, Т. Готье, Б. Шоу, В. Шкловского, А. Франса и др., читатель не только расширит своё представление о значении литературы в жизни общества, но и пополнит свой личный список книг, которые нужно успеть просмотреть до смерти.

Между прочим, в завершающей главе «Вслед за своим катафалком» Д. Рубина подробно останавливается на смерти писателя как на культурном феномене и описывает личный процесс примирения с неминуемым концом.

Пять советов

1. Не думать о читателе, приступая к новому замыслу.

2. Объясняться при помощи художественных образов, а не рассуждать и учить строгой морали.

3. Постоянно проверять жизнеспособность своих героев: живы? двигаются? любят? ненавидят? прощают? мстят?

4. Вводить в произведение тайну уже на первой странице.

5. Очерчивать финал до создания и проработки главных героев и сюжета.



Анна Ширмина