• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Было — не было

Было — не было

В последнее время все чаще на экранах кинотеатров можно увидеть российские мультфильмы, посвященные не только фольклору, но и истории, где в качестве главных (или второстепенных) персонажей выступают реальные исторические фигуры. Относительно недавно на экран вышли такие мультфильмы, как «Сказ о Петре и Февронии» (2017), «Крепость: щитом и мечом» (2015), «Заступница» (2014) и другие.

Так в чем же состоит притягательность российской истории для современной мультипликации? Почему во многих мультфильмах переосмысливаются исторические факты и насколько успешно сценаристы справляются с этой задачей? При помощи каких приемов авторы «преодолевают» далекое от нас время и доносят его до зрителя? На все эти вопросы мы постараемся ответить, основываясь на трех известных мультфильмах, которые связаны с историей России: «Князь Владимир», «Чародей Равновесия. Тайна Сухаревой башни», «Анастасия».

 

«Князь Владимир» (2006)

Режиссер: Юрий Кулаков

Авторы сценария: Андрей Добрунов, Юрий Кулаков, Юрий Батанин (при уч. Алексея Катунина)

Российский полнометражный мультипликационный фильм 2004 года, вышедший 22 февраля 2006 года и созданный студией «Солнечный Дом-ДМ». Мировая премьера картины состоялась на кинорынке в Каннах, а сам мультфильм номинировали на «Кинонаграду MTV Russia за лучший анимационный фильм».

«Князь Владимир» относится к жанру криптоистории. Криптоистория изображает реальность, внешне не отличающуюся от обычной истории, но в которой особую роль играют иные силы (пришельцы, маги и т.п.). Присутствие волшебных сил – одна из главных особенностей мультфильма. Силы эти неразрывно связаны с христианством и язычеством, что добавляет картине особого фольклорного колорита.

«Князь Владимир» — исторический приключенческий эпос, где главный герой преодолевает непростые испытания, в результате чего приходит к истинной вере и обретает счастье. Фильм затрагивает период крещения Руси и войны с печенегами, при этом можно заметить значительные исторические допущения: так, в повествование решили не включать первую жену Владимира, а нашествие печенегов перенесли на более ранний период. В картине есть и выдуманные герои, которые оказывают влияние на Владимира и его решения: из-за волхва Кривжи князь убивает своего брата Ярополка, а благодаря мальчику Алекше принимает христианство и крестит Русь. Впрочем, подобные неточности работают на повествование, поэтому отнести их к минусам работы сценаристов было бы неправильно.

Когда в детстве я впервые посмотрела “Князя Владимира”, мне сразу захотелось как можно больше узнать о прототипе главного героя. Каково же было мое разочарование — оказалось, герой мультфильма и Владимир Святославович имеют не так уж много общего. Создатели сильно романтизируют образ князя Владимира и даже в какой-то степени обеляют его: так, в реальности Владимир выступает против своего брата Ярополка и убивает его не из-за козней злобного волхва-язычника Кривжи, а в результате междоусобных войн между братьями. То же и с христианством, которое князь принимает по объективным политическим причинам, а не благодаря мальчику Алекше. Не говоря уже о том, что, по Карамзину, Владимир, будучи еще язычником, принес немало человеческих жертв во славу бога Перуна, имел огромное количество любовниц и изменял своим женам (а отца и братьев одной из них и вовсе умертвил). Все эти подробности в детском мультфильме, конечно же, неуместны, поэтому он носит отчетливо считываемый былинный характер. Былинность проявляется и в сосуществовании колдовства и богов с историческими событиями и персонажами.

Стремление сценаристов создать увлекательную трогательную историю положительно отразилось на финальной работе, несмотря на вторичность воспроизведения исторических событий. Также у создателей отлично получилось сплести воедино яркий образ князя Владимира и сказочный сюжет, который ведет зрителей к эволюции и преображению героя: из жестокого и коварного захватчика он превращается в мудрого, спокойного, сильного духом человека.


«Чародей Равновесия. Тайна Сухаревой башни» (2015)

Режиссер: Сергей Серегин

Авторы сценария: Сергей Серегин, Елена Габец, Анатолий Вологдин

Мультфильм является частью проекта «Тайна Сухаревой башни», в основе которого лежит мультсериал с одноименным названием. Проект считается самой масштабной и важной работой студии «Мастер-фильм» и ее руководителя и продюсера Александра Герасимова.

Как и мультсериал, полнометражная картина рассказывает о приключениях мальчика Пети и его подруги Марго, которые путешествуют по волшебным мирам, чтобы спасти Москву от козней Магистра темной магии. Сеттингом послужила Москва XVIII-го века при Петре I. Однако, вопреки ожиданиям, куда больше зрительского внимания получает фигура не великого самодержца, а его советника и подвижника − Якова Брюса. Яков Брюс очень многогранен: он и ученый, и глава «Навигацкой» школы для юношей, и заморский инженер, и даже волшебник (причем реальности соответствует все, кроме, вероятно, последнего). Именно по причине своей связи с магией Яков поселился с дочкой Марго в Сухаревой башне, на вершине которой открывается портал в волшебные миры.

Интересно отметить, что Сухарева башня и сама личность Якова Брюса действительно опутаны мистикой и загадкой, поэтому такой исторический фон выбран не случайно. Яков Вилимович Брюс занимался химией и астрономией и проводил в башне много опытов. Он же организовал обсерваторию на одном из верхних этажей башни, где наблюдал звезды и составлял первые морские карты. Уединенный образ жизни графа и его увлеченность загадочными науками породила среди народа множество легенд: его считали колдуном-чернокнижником и полагали, что где-то в основании постройки башни он замуровал «черную книгу», которая дает неограниченную власть над миром.

Сухарева башня также служила местом заседаний секретного Нептунова общества, одним из основателей которого был Брюс. Происхождение и истинная цель этого общества остаются неизвестны и сегодня. Некоторые считали, что в стене башни скрыта библиотека (с магическими трактатами) и кольцо с Соломоновой печатью. А еще ходили слухи, что под башней располагалась тайная алхимическая лаборатория, где Яков Брюс произвел живую воду. Со смертью графа также связано большое количество легенд и небылиц. Все эти тайны даже вдохновили известного романиста XIX века Ивана Лажечникова на написание романа «Колдун из Сухаревой башни», который посвящен все тому же загадочному Якову Брюсу.

Почитала я об этих легендах и задумалась: куда подевалось все богатое мифическое наследие в "Тайне о Сухаревой башне"? Зачем нужно было создавать недоработанные и пустые волшебные миры при таком обилии мистического материала, на котором можно было построить чудесную историю о загадочной личности Якова Брюса? Непонятно. Увы, концепция и сюжет мультфильма оказались куда менее интригующими и захватывающими, чем сами предания о Сухаревой башне.


«Анастасия» (1997)

Режиссер: Дон Блут, Гэри Голдман

Авторы сценария: Сюзан Готье, Брюс Грэм, Боб Цудикер, Нони Уайт, Эрик Тачман (адаптация)

Американский полнометражный мультипликационный фильм в стиле фэнтези, созданный компанией Fox Animation Studios. Мультфильм оказался очень успешен в прокате, был тепло принят зрителями, а также получил по две номинации премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую песню. В 2017 году по сюжету мультфильма на Бродвее поставили одноименный мюзикл.

Сюжет «Анастасии» целиком основывается на легенде о великой княжне Анастасии Николаевне Романовой. По этой легенде, Анастасия выжила после расстрела царской семьи и пытается вспомнить прошлое. Однако куда больший интерес вызывает история создания мультфильма, чем его сюжет. Изначально режиссеры выбирали между мультипликационной версии к фильму «Анастасия» 1956 года и к мюзиклу «Моя прекрасная леди». В итоге некоторые элементы пьесы «Пигмалион» (на основе которой снята «Моя прекрасная леди») вошли в мультфильм: так, герои Дмитрий и Владимир, не подозревая, что перед ними княжна, в ходе приготовлений встречи Анастасии с ее бабушкой в Париже учат героиню вести себя по-королевски.

Первый сценарий, созданный Эриком Тачманом, не был одобрен режиссерами: по их мнению, сценарий оказался слишком приближен к реальности и в большей степени ориентирован на взрослую аудиторию, к тому же в нем почти не было юмора и магии. История показалось слишком мрачной для мультфильма, поэтому было решено переработать ее в жизнеутверждающую романтическую комедию и добавить элементы волшебства. Изначально в качестве злодеев выдвигались Ленин и большевики, однако впоследствии создатели отдали предпочтение не менее харизматичной фигуре Григория Распутина.

«Анастасия», по сравнению с другими картинами, дальше всего уходит от реальных событий: здесь история не просто служит фоном или интерпретируется иначе – она полностью переписывается, в результате чего перед нами возникает «параллельная вселенная», где княжна остается жива и воссоединяется с бабушкой в Париже. Сказочности − и даже мистичности − мультфильму придают черная магия и повелитель тёмных сил Распутин, продавший душу дьяволу (чему Яков Брюс мог бы только позавидовать).

Однако, несмотря на весьма посредственное отношение к истории (которая снова по большей части выполняет роль декорации), картина удивительным образом сочетает в себе волшебство и элементы реальности. И, что самое главное, это сочетание не вызывает противоречий. Для меня “Анастасия”, наравне с “Князем Владимиром”, остается одним из лучших мультфильмов о России: в этом сказочном и несколько наивном переосмыслении российской истории есть что-то трогательное и душевное, поэтому остаться равнодушным при просмотре этих картин точно не получится.


Итог

Похоже, история России может многое предложить российскому зрителю: обилие сказочных сюжетов, легенд, былин и мифов, возникавших на протяжении разных эпох, может послужить источником бесконечного вдохновения и идей для создателей детского кино. Однако в вышеописанных примерах история лишь задает сеттинг происходящих в ее рамках событий, но при этом никогда не является самоцелью. Исторические события, скорее, служат декоративным фоном сказочного действия, чем являются главной темой повествования. Внутри эпохи помещаются привлекательные для детей волшебные сюжеты, захватывающие приключения и вымышленные герои вперемешку с реально существовавшими. Так создается уникальный, но в то же время узнаваемый мир, сочетающий в себе элементы сказочного и исторического.



Анастасия Федорова