• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Пьеса как возможность

Мы часто говорим о конкурсах для писателей — о поэзии и прозе. Но ведь у авторов есть и другие не менее замечательные возможности. Путь писателя можно начать и с драматургии! Как это сделать — читайте в материале Сергей Давыдова.  

Пьеса как возможность

Хотя в России почти не осталось театров, в которых не ставятся современные пьесы, а на спектакли по современным текстам приходят десятки тысяч зрителей, современная драматургия все еще незаслуженно выпадает из поля зрения литблогеров, критиков и массового читателя. Пьесы редко включают в списки главных текстов года, а преподаватели вузов обходят хедлайнеров современной драматургии, составляя учебные планы филфаков. Для большинства читателей, даже профессиональных, драматургия заканчивается на двадцатом веке: модернист Чехов и постмодернистка Петрушевская — последние в коротком ряду. Между тем современных пьес много, а их авторы — молодые и дерзкие визионеры, определяющие новый язык не только театра, но и кино, телевидения и современных медиа, продвигающие актуальные высказывания в самые консервативные круги. Хотя драматургия широко представлена в искусстве, она остается «слепым пятном» для многих читателей книг.

И все же широкий спектр конкурсов и фестивалей современной драматургии дают голос каждому: ежегодно на сцене представляются пьесы о тинейджерах и эмигрантах, трансперсонах и жертвах насилия, полицейских и жертвах политических репрессий; есть пьесы, написанные верлибром, языком генетического кода или состоящие из постов в Instagram. Драматурги активно работают в качестве сценаристов: за последний год вышло не менее пяти экранизаций современных пьес, например, «Человек из Подольска» Семена Серзина, «Земля Эльзы» Юлии Колесник и «#c_училища» Анны Саянян. Драматурги пишут книги (Любовь Мульменко, Ксения Драгунская, Евгений Бабушкин, Серафима Орлова), снимают фильмы в качестве режиссеров (Иван Вырыпаев, Василий Сигарев), а национальная премия «Золотая маска» в 2016 году ввела номинацию «Лучшая работа драматурга». Единственная причина, по которой драматургия все еще не рассматривается литературным сообществом одновременно с прозой, заключается в традиции: в России литературой до сих пор считают то, что издано книгой, и желательно, чтобы это был роман. Еще почему-то считается, что пьесы читать трудно (нет). И, тем не менее, благодаря своей демократичности, развитой системе институтов признания и экспертной оценки, драматургия может стать отличным лифтом для молодого автора. 

Как стать драматургом?

Для этого нужно написать пьесу. 

Как написать пьесу?

Как угодно. Но если последней вашей пьесой был «Ревизор», хорошо бы почитать современные тексты, чтобы не наделать смешных ошибок. Те, кто не читал «Ревизора», тоже могут быть спокойны: каждый косвенно является потребителем драматургии. Фильмы, сериалы, скетчи на Youtube — все это современная драматургия неоднородного качества.

Где почитать пьесы?

На сайтах конкурсов и фестивалей — обычно они выложены в открытый доступ. Кроме того, пьесы издаются отдельными книгами.

Профессионализм неважен?

Безусловно, важен, но не для начинающего автора. Например, старейший и наиболее демократичный фестиваль молодой драматургии «Любимовка» выбирает не тексты, а индивидуальность автора. «Любимовка» ценит не совершенство структуры, а уникальность замысла, поскольку задача фестиваля молодой драматургии — вырастить автора, создать среду. В то же время премия «Кульминация» или конкурс «Ремарка» предпочитают профессиональные, крепко сделанные тексты, отправляя их прямиком на сцену. 

Как это работает?

Ежегодно проходит не менее десяти крупных конкурсов современной драматургии, на которые можно отправить текст. Авторы не платят взносы и не нуждаются в том, чтобы их номинировали. Эксперты конкурсов внимательно читают работы и формируют лонг-листы, затем шорт-листы и победителей. Вот некоторые из наиболее интересных:

«Любимовка»

Один из самых демократичных конкурсов драматургии. Именно здесь можно встретить по-настоящему неожиданные тексты. Молодая арт-дирекция фестиваля ежегодно отбирает не менее тридцати пьес для постановки в формате режиссерской читки. Есть основная программа, fringe (для наиболее спорных текстов) и внеконкурсная (в ней участвуют уже известные авторы). Кроме того, «Любимовка» ежегодно проводит серию мастер-классов с ведущими профессионалами в сфере искусства, анонсирует пьесы, не вошедшие в шорт-лист (программа «Любимовка.еще») и отправляет авторов на международную лабораторию Lark в Нью-Йорк. В последние годы «Любимовка» придумала еще две фишки: издание сборников и продюсирование спектаклей по текстам из основной и fringe программ. Восьмидневный фестиваль в Москве может стать одним из самых запоминающихся экспириенсов в искусстве, который вам довелось пережить. Кажется, на него собираются все. Собственно, благодаря «Любимовке» моя первая (и очень плохая) пьеса была представлена на сцене Центра Мейерхольда.

«Ремарка»

Конкурс, заточенный на репертуарную пьесу. Победа на «Ремарке» — лучший способ попасть на афиши. Неудивительно, что ежегодно на конкурс присылается около 700—800 новых текстов. Конкурс проходит по четырем номинациям: «Весь мир», «Маленькая ремарка», «Программа OFF» и «Личный выбор». В номинаций для пьес, адресованных детской и подростковой аудитории, тексты оценивает сразу два жюри — экспертное (профессионалы театра) и детское (будущие зрители). Особенность «Ремарки» в ее «передвижничестве»: каждый год финал проходит в новом городе России, вовлекая все больше театров в работу с современной драматургией.

«Исходное событие — XXI век»

Молодой конкурс интересен нетривиальным отбором и номинациями. Помимо конкурса текстов про современность, есть ставшие экзотическими номинации для исторических пьес («Жизнь замечательных людей») и монопьес («Одинокий артист»). Конкурс попадает в традиционный запрос театра: не все режиссеры готовы работать со спорным материалом, но многим нужны яркие бенефис-монологи и истории о героях былых времен.

«Кульминация»

Премия-агрегатор. Шорт-лист составляется из шорт-листов наиболее влиятельных конкурсов и фестивалей страны. «Золотая маска» и «Кульминация» — единственные премии, на которых текст номинирует экспертный совет. Пьесы-финалисты ставятся мастерской Дмитрия Брусникина (школа-студия МХАТ), а тройка победителей получает по картине Павла Пепперштейна. Десять лучших пьес года издаются отдельным сборником и рассылаются по всем театрам страны. В жюри конкурса входят эксперты из разных областей: руководитель ВЦИОМ, социолог Валерий Федоров, главный редактор Esquire Сергей Минаев, политик и телеведущий Иван Демидов, писательница Ксения Драгунская, драматург Михаил Дурненков и многие другие. 

«Действующие лиц»

Московский театр «Школа современной пьесы» всегда находится в поиске нового репертуара. Пьесы из шорт-листа представляются в формате эскизов спектаклей на сцене театра, а одну из десяти пьес-победительниц художественный руководитель Иосиф Райхельгауз принимает к постановке на следующий сезон. «Действующие лица» — отличный конкурс первой постановки. Кроме того, по итогам организаторы издают сборник «Лучшие пьесы».

Конкурс коротких пьес «Stories»

Быстрый и нетоксичный способ протестировать скилл. Конкурс проходит всего второй год подряд. Принимаются тексты объемом от 1 до 12 страниц. Пьесы-победительницы представляются в форме эскизов спектаклей на сцене Санкт-Петербургского театра «Суббота». 

Разумеется, конкурсов намного больше, но, по моему мнению, именно эти наиболее интересны для молодого автора. 

А если я не хочу участвовать в конкурсах? Я могу просто отправить пьесу в театр?

Да, но это не имеет никакого смысла. Во-первых, директоры и завлиты не читают текучку — для поиска новых текстов у них есть конкурсы и фестивали. Во-вторых, победа в хорошем конкурсе — лучший способ показать себе и остальным, что ты автор, а не верблюд. 

Я могу заработать на пьесах?

Да. Хотя конкурсы обычно не раздают денежные премии, театры платят авторам гонорар и роялти, если принимают пьесу к постановке.

Я выиграл конкурс драматургии. Что дальше?

Твою пьесу будут показывать на сцене. Не стоит сразу рассчитывать на большие репертуарные постановки и гонорары — во многом это вопрос везения. Пьесу будут показывать в формате читок и эскизов спектаклей на разных площадках страны. И, что самое главное, о тебе будут говорить как об авторе, писать театральную критику и приглашать на различные мероприятия: драматургические лаборатории, образовательные и творческие проекты. Талантливый текст не имеет шансов затеряться, и если твоя пьеса хороша, она обязательно будет отмечена профессионалами. Удачи!


Сергей Давыдов