Дискуссия «Ремесло художника: как работают учебники по литературному мастерству»
28 марта в Гостином дворе на международной ярмарке интеллектуальной литературы non\fiction№22 состоялась дискуссия на тему «Как работают учебники по литературному мастерству», в которой принимали участие критик Галина Юзефович, директор Библиотеки имени А.П.Чехова Елена Пахомова, доцент ВШЭ, филолог Алексей Вдовин, блогер Егор Апполонов и руководитель Creative Writing School Майя Кучерская.
Дискуссию открыла Майя Александра, писательница рассказала о своем первом знакомстве с подобного рода пособиями: «семь – восемь лет назад я ничего не знала об этом огромном мире методической литературы, посвященной тому, как написать роман, стихи или эссе. А книги по типу «Как написать бестселлер» вызывали отвращение, ведь ассоциировались исключительно с коммерческой стороной литературы. И я подозревала авторов этих учебников в том, что они делятся с писателями основными приемами захвата читательского внимания и продажи себя, пока однажды не случилась счастливая встреча с Натальей Осиповой, с которой мы задумали открыть короткие летние курсы Creative writing. На овладевание этой непростой наукой у меня оставалось полгода, я судорожно заказала книжку «The Practice of Creative Writing: A Guide for Students» Heather Sellers и погрузилась в новую для себя вселенную. Страница за страницей мне открывался волшебный мир повествования о том, как писать. И этот мир не только имеет право на существование, но подобные книги, как оказалось, очень эффективны».
Остальные участники дискуссии также поделились книгами по методике написания художественных текстов, которые стали «воротами в волшебный мир творческого письма». Алексей Вдовин заметил, что, преподавая в университете курс по академическому письму, часто обращался к труду А.Э. Мильчина «О редактировании и редакторах», ставшем его «настольной книгой».
Егор Апполонов, в свою очередь, отметил, что «писательство – путь одиночества», его авторский путь начался с понимания – «краник открылся». «Начиналось все просто: ручка, лист бумаги, компьютер. Но в какой-то момент я понял, что зашел в тупик, и не знал, как рассказать свою историю. Только несколько лет спустя я понял – тупик неизбежен, если не знаешь драматических основ, законов драматургии, о которых говорил еще Аристотель в «Поэтике». Путь писателя всегда одинаков, он определяется законами драматургии, и все наступают на одни и те же грабли, абсолютно все. Для того, чтобы писать книги нужно не только желание, нужно много чего знать. Все писательские пути верны, но есть более короткие, быстрые. И в этом нам помогают учебники».
Елена Пахомова поделилась цитатой Плутарха: «Учебник – это не сосуд, а факел, и тот учебник хорош, что может зажечь». Любой учебник – это в первую очередь люди, которые его написали, обладают ли они определенным опытом, столь необходимым следующему поколению. «На меня в свое время произвела впечатление книга Норы Галь «Слово живое и мёртвое». Это уникальный учебник, многие десятилетия приковывающий внимание читателей. На сегодняшний день эта книга по-прежнему очень популярна. Что касается новых учебников, сейчас очень много переводных, потому что это направление пришло к нам чуть с опозданием. И последние три года появилась необходимость в некоей методике, стали появляться русские учебники, которые вы всегда можете взять почитать у нас в библиотеке».
Постепенно разговор сместился в сторону того, а чему именно может научить учебник по Creative writing. Егор Апполонов заметил, что книги по методологии способны вдохновить молодого автора, дать мотивацию и надежду. «Писать не значит страдать, и все же отчаяние настигает. И в этое хрупкое время люди нуждаются в поддержке, ведь одиночество становится абсолютным».
Галина Юзефович не согласилась с коллегами: «Я не очень верю в возможность написания учебника по Creative writing. Важны два элемента обучения – это кнут и пряник. Человека нужно поставить под пресс, стоять у него над душой, назначать дедлайны, и при этом быть всегда доброжелательным, давая теплую обратную связь. Тогда учеба даст свои плоды. Ни одна из этих функций не может быть реализована посредством учебника. Как научить писать в рамках книги? Спорная идея, я верю в процесс».
Дарья Выскребенцева